На судостроительном заводе "Волга" в Нижнем Новгороде завершается сооружение самого большого в мире аппарата-амфибии. Эту не имеющую аналогов летающую машину конструкторы называют экранопланом нового поколения. Стоимость проекта около $90 миллионов.
Экранопланы это скоростные низколетящие суда, использующие при движении эффект экрана, многократно увеличивающий несущие свойства крыла. Для того чтобы экраноплан взлетел, необходима большая отражающая поверхность экран.
В его качестве может использоваться водная гладь, снежное и ледовое поле или любая ровная земная поверхность.
Экраноплан предназначен для выполнения гуманитарных задач: поиска и спасения людей, терпящих бедствие в открытом море.
Это мобильное многофункциональное судно, способное в считанные минуты преодолеть несколько сот километров, сесть на воду или лёд, начать спасательную операцию, а в случае необходимости не менее успешно действовать и на суше.
При водоизмещении больше 400 тонн экраноплан "Спасатель" способен развивать крейсерскую скорость до 550 км/час. Дальность полета до 3 тысяч км.
Он может подниматься в небо на высоту до 3 тысяч метров, при этом потребление горючего у машины значительно ниже, чем у самолета, хотя двигатели применяются на нем такие же, как и на Ил-86, турбореактивные НК-87. У экраноплана их восемь.
Над морем "Спасатель" способен скользить на высоте от одного до четырех метров это самый экономичный режим. Экраноплан может взлетать и садиться в условиях пятибалльного шторма, при этом спасательные средства разворачиваются прямо на его крыльях. И все это происходит на глазах у руководителя спасательной операции, чья кабина находится в хвосте корабля на высоте 20 м от поверхности воды.
Планируется, что в машине длиной 73 метра и с размахом крыльев 44 метра может расположиться госпиталь с операционной, реанимацией и ожоговым центром.
Самолеты, которые обычно используются для поиска потерпевших бедствие судов, далеко не самое активное спасательное средство. Они лишь могут сбросить на воду плоты. Что же касается спасательных судов, то они могут эффективно работать в радиусе около полусотни миль, да и то если шторм невелик. Вертолеты, в свою очередь, обладают малой вместимостью. А экранопланы позволяют решить целый комплекс проблем.
На экраноплане будет установлена сложнейшая аппаратура для поиска пострадавших. Члены экипажа за пять минут смогут развернуть надувные лодки с подвесными моторами. А начать движение к цели летающий корабль может уже через четверть часа после получения соответствующего приказа.
Экраноплану при дрейфе не страшен ураганный ветер силой до 40 метров в секунду, пятиметровой высоты волна: он ведет себя в таком случае как обычный поплавок. Крылья его устроены так, что сглаживают волну, а сзади судна образуется тихая бухточка, где и принимают пострадавших. Пятьсот человек это количество людей, с которыми "Спасатель" может взлететь. Взять на борт он может и семьсот-восемьсот человек, и находиться в штормовом море до прибытия помощи.
По мнению создателей "Спасателя", в технологии строения экранопланов Россия обогнала другие страны лет на двадцать: "Сегодня только Россия владеет технологией создания именно морских экранопланов. "Спасатель", конечно, не станет панацеей от катастроф он просто способен очень быстро прийти на помощь в той ситуации, когда счёт человеческим жизням идёт на минуты".
Статья подготовлена по материалам журнала "Итоги".
Статья получена: Membrana.ru