Обычные пригородные электрички на фоне истребителей, ноутбуков и космических кораблей, обывателям кажутся чем-то банальным и неинтересным. Между тем, по-умному спроектировать такой поезд – это настоящее искусство. Как оригами или икебана.
Компания Hitachi Rail Systems является железнодорожной "веткой" знаменитой японской фирмы, которая у нас больше известна по бытовой электронике.
Что, впрочем, не мешает Hitachi почти с начала прошлого века выпускать локомотивы, электропоезда самое и разнообразное оборудование как для них, так и для вокзалов и даже для самих железнодорожных линий.
Среди продукции компании есть и сверхскоростные поезда для знаменитой железнодорожной сети "Синкансен" (Shinkansen). Но сегодня мы поговорим не о них.
Банальные пригородные электрички и экспрессы для средних линий, рассчитанные на куда меньшие скорости, чем "поезда-пули" тоже по-своему интересны.
Нет, дело не только в их привлекательном дизайне (снаружи и внутри) или знаменитой японской электронике. Настоящая красота и культура проектирования скрыта в них и недоступна для "скользящего" взгляда.
Дистанция, пройденная Hitachi за 85 лет (фото с сайта hitachi-rail.com). |
Задумавшись, как максимально обеспечить эти качества Hitachi Rail Systems разработала целую концепцию A-train, на базе которой впоследствии создала целую серию электричек.
"A" значит "advanced", то есть – передовой. А передового тут было придумано немало.
Вагоны сделали из алюминиевого сплава. Для железнодорожной отрасли это давно не новость, но – всё ещё редкость. Алюминий дорог. Зато он может обеспечить низкий вес вагона, а значит – снизить расход электричества в движении.
Hitachi, однако, простой заменой стали не ограничилась. Она выкинула из конструкции мощную и тяжеленную раму. Вагоны A-train – несущие, причём сделаны они из цельных 25-метровых двойных панелей, сваренных в продольном направлении.
Это обеспечивает высокую прочность вагона и ещё до установки внутренней обивки уже даёт некую шумо и теплоизоляцию.
Специалисты знают: сварка алюминия дело сложное. А когда детали и швы между ними такие длинные – без искажений геометрии, вызванной температурным воздействием – не обойтись.
Двойные панели, их сварка и результат (иллюстрации с сайта hitachi-rail.com). |
Тут нужно добавить, что и тележки A-train со всей своей начинкой (и, кстати, на пневматической подвеске) подверглись основательной переработке, и тоже способствуют снижению веса поезда.
Но на этом фантазия инженеров Hitachi не кончилась.
Они задумались над такой проблемой, как монтаж внутренней начинки поезда: со всеми проводами и шлангами, обивкой интерьера, освещением и так далее. Операция долгая и трудоёмкая, равно как и демонтаж всего этого хозяйства. А это влияет и на стоимость поезда, и на его ремонтопригодность.
Конечно, за десятилетия проектирования вагонов конструкторы придумали тут немало усовершенствований. Но в A-train японцы, можно сказать, разрубили гордиев узел.
Принцип установки интерьера (иллюстрация с сайта hitachi-rail.com). |
Для этого на крыше и стенах поезда, изнутри, выполнены ряды креплений-рельсов. Остаётся только соединить немногочисленные электрические разъёмы, да заняться полом и сиденьями.
Начинка кабины машиниста или, скажем, кабинка с биотуалетом внутри также выполнены по принципу очень крупных модулей, легко вставляются внутрь корпуса и удаляются.
| ||
Такой поезд-конструктор позволяет с минимальными трудностями совершенствовать его уже во время эксплуатации, просто заменяя модули на более свежие, придуманные фирмой для данной модели.
Или, например, можно легко строить разные версии состава: хотите вагон с подъёмником для инвалидного кресла, хотите с мини-баром?
Остаётся добавить, что первый пригородный поезд, созданный в рамках концепции A-train, появился в 1999 году. То, что показано на иллюстрациях, разумеется, это уже совсем современное поколение данных электропоездов.
За прошедшее время компания выпустила несколько разных моделей, заметно отличающихся размерами, дизайном и технической начинкой, но объединённых этим общим принципом.
Собственно, он доказал свою универсальность. А так обычно и бывает с удачными конструкторскими решениями.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru