"Некоторые команды говорили "о да, мы можем сделать это", но на самом деле никто не думал, что сможет", подытожил один из участников гонки роботов, которой, можно сказать, и не было. Ни одна из машин не справилась с возложенной миссией. Было ли соревнование пустой тратой времени и денег?
Организаторы, участники и зрители уверены, что нет мероприятие было весьма полезным, поскольку позволило выявить перспективные новшества: "Если бы DARPA не подняло планку так высоко, мы не увидели бы таких инноваций", заявил представитель агентства Пентагона Ян Уокер (Jan Walker).
Однако ноу-хау не помогли пятнадцати вышедшим в финал командам завоевать главный приз DARPA Grand Challenge миллион долларов США.
Притом, что некоторые из них потратили в три-четыре раза больше.
Попытаемся разобраться в каких-никаких результатах завершившегося соревнования.
Анонсируя "Великий вызов", мы рассказали о существовании трёх с лишним десятков претендентов (в один момент их было 106!) и предварительных условиях гонки.
По мере того, как команды выбывали одна за другой, правила претерпевали изменения.
Маршрут пролегал по преимущественно пустынной местности (иллюстрация grandchallenge.org). |
За два часа до начала все получили карту маршрута на компакт-дисках для загрузки в компьютеры роботов. Двигаться беспилотные машины были должны по определённому коридору, отмеченному точными координатами.
Команды могли детально изучить каждый метр трассы, рассматривая съёмки со спутника, фотографии с воздуха, 3D-модели ландшафта и топографические карты, чтобы задать оптимальную скорость и другие параметры для своих роботов.
Робот "Doom Buggy" встретился с роковым для него забором. Машина команды Rover Systems не прошла первые же ворота (фото Scientific American). |
Необходимо отметить, что первоначальная дистанция была сокращена почти вдвое, а время 10 часов фактически осталось прежним.
Все преграды бездорожье, вода, песок, тоннели, ворота, линии электропередачи, заборы из колючей проволоки и другие искусственные и естественные препятствия были "расставлены" таким образом, чтобы не "удивить" обычный (пилотируемый) внедорожник 4х4.
Заметим, что зрителей держали от трассы подальше с помощью 80 морских пехотинцев и сотни дружинников-добровольцев. Кроме того, 20 биологов проинспектировали "арену" на наличие черепах и выставили заграждения в местах их возможного появления.
И вот 15 роботов, включая грузовик, первый автономный мотоцикл, багги и лёгкий электромобиль, на старте. Покинуть "пункт А" сумели всего восемь машин.
Поначалу "Песчаная буря" неплохо разогналась… (фото sfgate.com). |
Но четыре робота протянули 1,5 тысячи метров, а две машины проехали аж 11 километров.
Мощно выступивший на предварительных испытаниях джип "Песчаная буря" ("Sandstorm"), принадлежащий Red Team из университета Карнеги Меллона, даже установил рекорд скорости для автономных транспортных средств 65 км/час.
| ||
В яме "Буря" села на брюхо и начала отчаянно буксовать, из-за чего загорелись покрышки, которые, впрочем, быстро потушили. Машина, влетевшая спонсорам Red Team в $3 миллиона, получила ряд повреждений, но восстановлению подлежит.
Другие результаты гонки выглядят примерно так:
Транспортное средство под номером 22, принадлежащее команде SciAutonics, преодолело около 10 км, но скатилось с насыпи и затихло. Машина повреждена.
Участник №5 команды Caltech прошёл около 2 тысяч метров, но повстречала забор. Робот повреждён.
Транспортное средство №7 с лихим названием Digital Auto Drive на 10 километре беспросветно заглохло. Попытки перезапустить систему в течение 3 часов ничего не дали датчики так и не смогли определить надлежащий маршрут. Машина повреждена.
| ||
Участник под номером 23 от Axion Racing Team сбился с пути в самом начале, да так, что не смог его, путь, начать. Дисквалификация.
CajunBot, транспортное средство №2, прямо на старте начало тереться о стенки из сетки. Дисквалифицирован.
Робот под номером 4 команды CIMAR через пару сотен метров отыскал беспризорный провод и запутался в нём. Снят с дистанции.
Транспортное средство №20 TerraMax прошло почти 2 км, но вдруг повернуло обратно и, в конце концов, сломалось.
Первый автономный мотоцикл команды Blue Team завалился через 3 метра после старта (фото sfgate.com). |
Правда, в сентябре 2004 года состоится другая гонка с такими же амбициозными целями.
Автономной машине CajunBot в итоге понадобилось сразу несколько "пилотов" (фото sfgate.com). |
Похоже, состязания машин на почве независимости от водителей вскоре станут обычным делом. Другой вопрос, что дело это, прежде всего, военное. Цель-то у организаторов осталась прежней к 2015 году сделать треть всех боевых транспортных средств беспилотными.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru