В появлении экологически чистого плавательного средства, как кажется, нет ничего удивительного. Парусные суда известны человечеству тысячи лет. Но, к примеру, почти все современные яхты оснащены дизелями. Никто же не хочет застрять посреди океана в штиль. Романтика парусов дополняется цветными разводами солярки.
Калифорнийская компания HaveBlue со своим проектом X/V-1 намерена избавить мир от загрязняющих воду и воздух яхт и катеров.
Ну, во всяком случае, если сами богатые почитатели отдыха под парусами захотят посодействовать делу оздоровления планеты.
Энергетический комплекс, который компания испытывает на яхте Catalina 42 Mk. II, состоит из узлов, по отдельности уже известных. Они производятся в том или ином объёме и, так или иначе, применяются.
Только почему-то никто до HaveBlue не решался свести всю эту начинку в единую замкнутую и очень стройную систему и смонтировать её на парусном судне.
Итак, необычная яхта оснащена солнечными батареями и небольшим ветряным генератором.
| ||
Часть очищенной воды направляется в резервуар это будет питьевая вода. А другая часть идёт в электролизёр, питаемый теми же солнечными батареями и ветряком.
Полученный в нём водород закачивается в металл-гидридные ёмкости, скрытые в киле яхты (они служат также и балластом). Шесть таких ёмкостей в сумме вмещают 17 килограммов водорода.
Напомним, металл-гидридные ёмкости это дорогой, но зато очень безопасный способ хранения водорода, при котором газ растворяется в кристаллической решётке металла.
При необходимости этот водород используется для выработки энергии в топливных элементах.
Кстати, авторы системы предусмотрели пополнение запаса пресной воды на берегу (от водопровода, например). Для этого есть заправочная горловина.
Как вы уже, наверное, догадались, в движение (если нет ветра, конечно) эту яхту приводит электромотор.
Полная зарядка водородных ёмкостей обеспечивает пробег более 300 морских миль (555 с лишним километров).
Кстати, мощность топливных элементов, установленных на яхте, составляет 10 киловатт, солнечных панелей 400 ватт, а ветряка 90 ватт.
Схема комплекта HaveBlue. 1- солнечные панели; 2- ветряной генератор; 3- топливные элементы; 4- мотор-генератор; 5- водородные ёмкости; 6- опреснитель и бак с водой; 7 электролизёр (иллюстрация с сайта popsci.com). |
Дополнительное сопротивление движению приводит к потере 1,5 узлов скорости, по сравнению с такой же обычной яхтой. Но зато мотор-генератор выдаёт в сеть 500 ватт, которые также "конвертируются" бортовой системой в запас водорода.
Легко представить, что если яхта будет стоять на якоре в месте, где есть ощутимое течение, она также сможет запасаться энергией впрок, даже ночью и в безветренную погоду.
А ведь типичный отпуск или уик-энд на яхте сочетает движение со сравнительно продолжительной "парковкой" в каком-нибудь живописном месте, не так ли?
Таким образом, яхта с комплектом X/V-1 получает завидную независимость от погодных условий при нулевом расходе топлива (дизеля здесь нет вообще).
Ветряк на борту яхты X/V-1 производит не так уж много энергии и едва ли заметно очистит нашу планету. Но уже сам порыв авторов проекта заслуживает уважения (фото с сайта haveblue.com). |
Ведь полный комплект "зелёной" аппаратуры обойдётся им примерно в $300-550 тысяч, не считая стоимости, собственно, яхты.
Отталкиваясь от проекта X/V-1, компания намерена принести эту технологию на моторные катера и плавучие дома, делая особый акцент на обеспечении даровой энергией навигационной аппаратуры, системы связи, кондиционеров и прочей начинки.
Увы, замечательный свой комплекс калифорнийцы соорудили ещё в прошлом году и, судя по отсутствию свежих новостей на сайте компании, можно сделать осторожный вывод о непопулярности "зелёных" идей у яхтсменов.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru