Научится кататься на велосипеде – дело нехитрое, но часто довольно болезненное. Чтобы решить проблему, нужно только заставить ваш двухколёсный велосипед не падать. И вдруг оказалось, что это не только сказать, но и сделать можно довольно просто. И, главное, дёшево.
Чего только не делали с велосипедами: снабжали солнечными батареями, отправляли плавать под водой, разрешили на нём кататься лёжа, ездить боком, заниматься спортом и даже использовать в качестве оружия политической борьбы!
По поводу очередного "изобретения велосипеда" можно думать долго, но точку в размышлениях быстро ставит окружающая действительность. Что уж тут поделаешь, но какими бы замечательными приспособлениями разные выдумщики ни снабжали своих двухколёсных "братьев", а по-настоящему на них прижились разве что клаксон, катафоты да переключатель скоростей. Вот такие дела. Ведь велосипед не самое высокотехнологичное достижение цивилизации, поэтому модернизация этого устройства проходит с большим трудом.
И, тем не менее, перед нами GyroBike, и это изобретение – опять велосипед.
| ||
Раскроем сразу карты GyroBike: особенность устройства в том, что велосипед не падает. Внутри переднего колеса, между спицами, находится другое "колесо", свободно вращающееся и, таким образом, являющееся гироскопом.
При разгоне велосипеда оно также разгоняется, а вот при замедлении хода – этот тяжёлый гироскоп не спешит снижать скорость, как колесо внешнее, а по инерции вращается ещё долго.
Напомним, что особенность гироскопа заключается в способности сохранять направление оси вращения в пространстве, если внешние силы отсутствуют. Если внешняя сила будет действовать на гироскоп, то ось гироскопа будет стремиться отклониться не в том направлении, в котором действует сила, а в перпендикулярном. Таким образом, выходит, что гироскоп сопротивляется изменениям.
| ||
Всё очень просто. Было бы удивительно, если бы никто не догадался до такой простой находки. Разумеется, догадались – в этой идее нет ничего нового, но инженеры говорили о том, что применить такое для велосипеда было бы слишком сложно.
Однако студенты Дартмутского колледжа (Dartmouth College) как-то не очень прислушивались к советам маститых специалистов, да потихоньку занимались разработкой гироскопа, который можно было как-нибудь приладить к велосипеду.
И вот, прошло всего каких-то 10 недель, как появилось то самое гироскопическое колесо, что должно было урезонить падающий велосипед. Недолгое тестирование показало, что велосипед действительно стал намного устойчивее, и это было ощутимо даже начинающим велосипедистам, что как раз и нужно молодым изобретателям.
GyroByke: устойчив, но выдержит ли троих? (фото с сайта thedartmouth.com). |
Пока неизвестно, как продвигается экспертиза заявки на патент, но дартмутский велосипед приобретает всё большую популярность. Причин тому множество.
Во-первых, с него действительно трудно упасть. Всякий раз, когда велосипед начинает падать, гироскоп создаёт момент, приложенный к колесу, заставляющий его ось вернуться в прежнее горизонтальное положение. И, что интереснее всего – упасть трудно почти любому испытателю, а ведь среди них были и дети 4-5 лет!
Детские фантазии на тему любимого велосипеда (иллюстрации с сайта thegyrobike.com). |
В-третьих, кататься на велосипеде могут не только дети, но и взрослые; особенно он может пригодиться людям с ослабленным здоровьем, с дисфункциями опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями.
В-четвёртых, это гироскопическое удовольствие обойдётся в каких-то $39...
Иногда создаётся впечатление, будто среди велотранспортных средств действует какой-то естественный отбор, в котором выживают наименее вычурные модели, поэтому к GyroBike судьба должна быть благосклонна. По крайней мере, этого очень бы хотелось.
Статья получена: Membrana.ru