Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле

 

Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле

 

 

Эту удивительную машину придумали наши враги и рассчитывали с её помощью нас победить. Но, думается, данный гибрид трактора и мотоцикла интересен не поэтому. Как ни крути, это одно из самых странных транспортных средств ХХ века. Вот и посмотрим, откуда оно взялось и что оно такое.

В Историю немецкий гусеничный мотоцикл вошёл под названием "Кеттенкрад" (Kettenkrad).

загрузка...

 

 

Объясняется оно просто: "Ketten" — гусеничный трак, а "Krad" укороченная военными форма слова "Kraftrad" — мотоцикл. А официальное его название, первоначальное, и того круче — "Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2". Да, ещё есть тип — HK-101.

Что же до затейливого кода SdKfz, то им, надо думать, как раз обозначали машины-гибриды – уже во время первой русской зимы нацисты поняли, что на колёсах особо не поездишь: немцы делали наполовину (или на 2/3) гусеничными грузовики, артиллерийские установки и машины для командного состава.

Их много собрано здесь, но наша тема всё-таки "Кеттенкрад".

\'"Кеттенкрад",

"Кеттенкрад", вид сзади. Номерной знак, брызговики, катафоты – и не скажешь, что это была военная машина (фото kettenkrad.de).
Необходимо отметить, что и в Интернете фанатов "танкоцикла" немало. Главные сетевые ресурсы, посвящённые "Кеттенкраду" – это, соответственно, сайт немца Андреаса Мельхорна (Andreas Mehlhorn) из Брауншвайга Kettenkrad.de и американский Kettenkrad.com.

У Мельхорна три гусеничных мотоцикла (ездят два), у американцев – девять (все на ходу). То есть, и тот, и другие знают, с чем имеют дело. Да, на этих сайтах владельцы не только хвастаются своими машинами, но и ищут редкие запчасти и даже продают "Кеттенкрады" тысяч за 45 долларов.

Поэтому, чтобы воссоздать картину, доверимся этим, ну и кое-каким другим источникам, вроде этого, этого и вот этого. Всё воедино, к сожалению, пока толком никто так и не собрал.

В общем, концепцию придумал и запатентовал в июне 1939 года немецкий изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp). По его замыслу, это было транспортное средство, способное к перевозке небольших грузов по бездорожью.

\'Нацисты

Нацисты перевозят на "Кеттенкраде" себя и свои орудия (фото panzer-modell.de).

Дальнейшей разработкой, а затем и производством занялась NSU Werke AG Neckarsulm (NSU), ранее называвшаяся Neckarsulm и занимавшаяся производством вязальных машин, велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Именно поэтому часто "танкоцикл" называют NSU Kettenkrad, хотя машину выпускала и компания Stower Werke.

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель — SdKfz 2.

Забегая вперёд, скажем, что всего моделей было три, то есть плюс SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2. Чаще всего пишут, что выпуск продолжался до 1948-го, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 штук.

Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).

Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).

По другим данным, с 1940-го по 1945-й было произведено 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й ещё 550 для гражданских нужд. Итого: 8961.

Однако продолжим. "Кеттенкрад" изначально разрабатывался для парашютистов-диверсантов, действующих в тылу врага, в основном в горной местности.

На гусеничном мотоцикле могли спиной к спине разместиться два-три человека и тянуть за собой необходимое лёгкое вооружение, вроде миномётов и небольших противотанковых орудий (весом до 450 кг).

Но от использования машины в данном качестве, несмотря на хорошую проходимость, пришлось отказаться – после тяжёлых потерь на острове Крит парашютисты превратились в наземные войска – необходимость отпала сама собой.

\'Редкое

Редкое нынче зрелище – 9 "Кеттенкрадов" одновременно. Их собрали американцы. Все машины на ходу (фото kettenkrad.com).

Таким образом, "танкоцикл" был, скорее, не оружием, а транспортным средством для буксировки и прокладки кабеля.

Две последние модели использовались преимущественно связистами, на "мотоцикле" и двухколёсных прицепах (Sd.Anh. 1.1 и Sd.Anh. 1.2 — Sonderanhanger: "специальный трейлер") устанавливались большие катушки кабеля, в том числе тяжёлого сверхпрочного для распределительных щитов.

Один из источников утверждает, что в конце войны топливо для немцев стало на вес золота, поэтому самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой "Кеттенкрадов". Скорее всего, нескольких одновременно.

Короче говоря, стационарного оружия на "Кеттенкраде" не было – он не был машиной смерти. Так что больше подходит определение "мототрактор". Можно было бы и просто "трактор" – от мотоцикла у него, по большому счёту, только переднее колесо, без которого он теоретически может обойтись.

SdKfz 2 был оснащён 1,5-литровым 4-циллиндровым двигателем Opel Olympia 38 мощностью 36 "лошадей", что позволяло ему двигаться по дороге с максимальной скоростью 64 км/час, по бездорожью в полтора-два раза медленнее. И это при весе в 1200 кг.

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).
Правда, характеристики некоторые источники называют другие – кто пишет максимальная скорость 75 км/час, кто 80 км/час, но, как говорится, за что покупали, за то и продаём. Оправдание, между прочим, необходимое, так как сведений крупицы, а достоверность за давностью лет установить уже невозможно.

Например, говорят, что после войны некоторая часть "мототракторов" была завезена в США и использовалась тамошними лесниками, а в Германии в то же время "Кеттенкрады" обрели обязанности в сельском хозяйстве.

Пишут, что впоследствии французская фирма SIMCA производила запчасти для Kettenkrad, но не собирала машины полностью, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные "Кеттенкрады".

Так или иначе, промышленность от причудливых машин отказалась: производить их слишком дорого, покупать накладно, да и вообще – кому они нужны. Примерно так.

С другой стороны, совершенно точно известно, что значительное количество "мотоциклов" осело в военно-исторических музеях и у частных коллекционеров. Тот самый Андреас Мельхорн из Брауншвайга, к примеру, преспокойно разъезжает на одном из "Кеттенкрадов", который с виду в отличном состоянии.

С помощью гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг спасал рядового Райана.

С помощью гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг спасал рядового Райана.

На вопрос, а "сильно ли шумит это транспортное средство?", Мельхорн отвечает: "Хм, хороший вопрос. Спросите моих соседей! Двигатель "Кеттенкрада" очень тихий, но вы слышите шум гусениц. Он сильно отличается от шума других машин на дороге. А вообще, можно сказать, что "Кеттенкрад" шумит, как средний грузовик".

В заключение стоит отметить, что "мототрактор" встречается в виде моделей и игрушек, а последней заметной работой гусеничного мотоцикла стали съёмки в кино.

Стивен Спилберг в 1998 году не смог отказать себе в удовольствии показать "Кеттенкрад" в картине "Спасти рядового Райана". Причём эпизод с гусеничным мотоциклом основан на реальных событиях:

13 июня 1944 года во время обороны французской деревни трофейный "Кеттенкрад" американцы использовали в качестве приманки — им удалось заманить немецкий танк на узкую улицу и забросать бомбами-липучками. Всего в фильме снялись пять гусеничных мотоциклов.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Немцы не верят в свои машины

В последнее время европейские водители все чаще стали покупать не немецкие или французские машины, а автомобили японских производителей. По мнению немецкого журнала AutoBild, проблемы с качеством и недостаточно быстрые модернизации моделей привели к тому, что даже немцы стали считать, что японские автомобили надежнее и лучше. Чтобы лучше понять предпочтения немецких водителей AutoBild каждый год делает специальный обзор, в котором между собой сравниваются 15 ведущих автопро ...

» Японские автомобили - 2560 - читать


Mercedes против BMW. Война продолжается

• BMW 1-серииКомпании Mercedes и BMW после небольшой паузы готовятся к новому этапу борьбы за покупателей, которая начнется уже осенью. В течение ближайшего года-двух обе фирмы начнут производство в общей сложности 10 новых моделей! Начнем с BMW.

» Немецкие автомобили - 4645 - читать


Toyota проиграла по надежности!

• Подержанные Mazda ломаются реже всего Британская страховая компания Warranty Direct провела масштабное исследование надежности автомобилей различных марок, которые продаются на территории Великобритании (на Туманном Альбионе есть такой вид страховки – от помолок во время эксплуатации), передает Newsru.com Как и ожидалось, самыми лучшими машинами по мнению страховщиков, оказались модели японских производителей, который заняли первые пять мест. Однако настоящей сенсацией ста ...

» Немецкие автомобили - 1693 - читать


ГАЗ вырыл топор войны

"ГАЗ" вырыл "топор войны" c "ЗИЛом" и в будущем году начинает серийное производство среднетоннажного низкорамного грузовика "ГАЗ-3310" по имени "Валдай". Автозавод давно тяготился катастрофической потерей рынка среднетоннажных грузовиков, где еще относительно недавно играл первую скрипку. Но если раньше львиная часть выпуска нижегородских среднетоннажников предназначалась для села, то нынче "ГАЗ" намерен въехать на "Валдае" в город.

» Разное - 2080 - читать


«Подснежникам» объявят войну

Правительство Москвы планирует в корне пересмотреть систему утилизации старых автомобилей, которые отслужили свой срок и только захламляют город. На данный момент в Москве есть всего 9 площадок, куда привозят старые автомобили. Там их разбирают на запчасти и подготавливают к уничтожению.

» Разное - 1819 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru