Разнообразие моделей беспилотных летательных аппаратов, их боевые возможности, их распространённость – так возросли, что пришёл черёд появления совершенно нового типа машин: "беспилотников", предназначенных для борьбы с другими "беспилотниками".
Имя Peregrine ("Пилигрим") впервые появилось в документах оборонного агентства Пентагона DARPA. В ходе реализации программы с таким названием должен быть создан беспилотный летательный аппарат – убийца беспилотных летательных аппаратов.
По замыслу DARPA, это должен быть "маленький, дешёвый, выносливый аппарат с высокой скоростью, способный к разрушению большинства типов вражеских беспилотных машин".
Проблема вот в чём.
Прогресс электроники (систем навигации GPS и других систем) привёл к тому, что простой "беспилотник" человек может соорудить едва не в любой стране из магазинных деталей.
А "беспилотник" – это и отличный разведчик, и потенциальное средство доставки оружия (в том числе – химического и биологического) и даже способ переправлять наркотики через границу. Неприятельские страны или террористические группы, наркобароны легко могут поставить "беспилотники" себе на службу.
Один из самых совершенных на сегодняшний момент "беспилотников" Boeing J-UCAS, он же X-45A. Умеет самостоятельно выполнять сложные боевые задачи и атаковать наземные базы противника. Но для войны с беспилотной "мелочёвкой" в воздухе – всё равно немыслимо дорог (фото с сайта spyflight.co.uk). |
DARPA надеется "освоить" на проект Peregrine $11 миллионов за три с лишним года и ждёт предложений от авиационных фирм. Но первое, кажется, пришло с неожиданной стороны. От журнала Popular Mechanics.
Наполовину в шутку, наполовину всерьёз, его сотрудники набросали эскиз идеального убийцы беспилотных аппаратов.
Длинные тонкие крылья обеспечивают ему высокое аэродинамическое качество на низких скоростях 45-65 километров в час.
Маленький дизельный поршневой двигатель (10-15 лошадиных сил, примерно 3 килограмма веса, цена всего $1,5 тысячи – продаются в магазинах) – идеален для продолжительного патрулирования, управляемого компьютером робота по сигналам GPS и заданной программе полёта.
Peregrine от Popular Mechanics. Конфигурация длительного патрулирования (иллюстрация с сайта popularmechanics.com). |
Тут же внешние части крыла отбрасываются прочь, как и воздушный винт. Peregrine превращается в скоростной и очень манёвренный перехватчик. В дело вступает турбореактивный двигатель.
О нём нужно сказать особо – на рынке есть небольшие, простые и дешёвые модели с нужными параметрами (30 килограммов тяги. Вес 2-3 килограмма), по цене около $5 тысяч. В них используются центробежные компрессоры от турбонаддува для грузовиков.
С таким движком Peregrine разгоняется до 400 километров в час, сближается с целью, используя инфракрасную головку самонаведения (очевидно, серийную, от ракеты воздух-воздух) и, наконец, подрывает свою начинку – килограммов пять взрывчатки.
Длинные крылья и винт отброшены для меньшего сопротивления воздуху. Peregrine быстро нагоняет цель (иллюстрация с сайта popularmechanics.com). |
Интересно, что сходные идеи, а именно долгое патрулирование, значительная автономность управления и атака по сигналу с земли, и даже применение автомобильных запчастей в дешёвом турбореактивном двигателе уже реализованы в другом пентагоновском проекте ударной ракете LAM.
Правда, она предназначена для поражения наземных целей. И, конечно, не имеет таких великолепных отбрасываемых крыльев. Но сходные задачи рождают сходные решения. А значит, мы вполне можем увидеть их и на Peregrine.
Popular Mechanics пишет: "Это наша первая заявка на оборонный контракт, но мы уверены в своих силах. Пожелайте нам удачи".
Что ж, желаем.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru