Несерьёзно, на первый взгляд. Посадить четверых человек на связку "бочек" с каучуком и жидким веселящим газом. Снабдить их креслами с ракетными движками и отправить всё это хозяйство на Луну. Таков, упрощённо, план самой дешёвой экспедиции людей на равнины Селены.
Калифорнийская компания SpaceDev продолжает удивлять.
Только недавно она обнародовала проект шестиместного орбитального шаттла и ракеты-носителя для него, а теперь заявляет, что намерена доставить человека на Луну быстрее и дешевле, чем кто бы то ни было!
Небольшие частные фирмы всё чаще занимаются теми областями, которые раньше считались привилегией компаний-гигантов, объединений компаний, государственных институтов, исследовательских центров и национальных космических агентств, наконец.
Так, масса последователей знаменитого конструктора Бёрта Рутана (Burt Rutan) готовится повторить подвиг его машины.
Напомним, первый в мире частный космоплан SpaceShipOne слетал в космос трижды, достигнув в последнем рейсе рекордной высоты в 112,17 километра.
В Лунной экспедиции пригодится сочетание разных технологий. Например, крылатый челнок Dream Chaser и коническая капсула, полагает SpaceDev (иллюстрация SpaceDev). |
Мы уже детально рассказывали о проекте пилотируемой экспедиции на Луну от компании Transformational Space. Её концепция отличается от принятой NASA схемы (подробное описание плана высадки от агентства здесь).
Но SpaceDev удивляет всех: "Человека можно доставить на Селену (и вернуть, разумеется, домой) менее чем за $10 миллиардов". В то время как планы NASA предусматривают освоение $104 "лунных" миллиардов (за 13 лет). Откуда десятикратная разница?
По заказу и на деньги корпорации "Лунная инициатива" (Lunar Enterprise Corporation) SpaceDev провела трёхлетнее исследование и заявила на днях, что продуманная комбинация как существующих технологий, так и тех, что в настоящее время разрабатываются NASA и самыми разными компаниями, вместе с идеями самой SpaceDev, позволят реализовать дешёвую, но надёжную миссию на Луну.
Старт смелой экспедиции – ракета с гибридными двигателями поднимает в космос модуль жизнеобеспечения и четыре посадочных "кресла". Жёлтое капсула для возвращения в атмосферу Земли (иллюстрация SpaceDev). |
Это ещё не базы в традиционном понимании, но сеть опорных пунктов, облегчающих и удешевляющих лунную программу с каждым новым рейсом.
Кроме того, компания предложила смелое новшество – каждого астронавта по отдельности можно высадить на Луне вовсе без корабля. Точнее – на необычном аппарате типа "ракетное кресло", в котором человек сидел бы в скафандре. Четыре таких кресла вместе с жилым модулем – вот уже и готовый аппарат для лунной экспедиции.
Причём "кресло" можно было бы использовать как в пилотируемом варианте, так и в беспилотном. В последнем случае, собственно, сиденье заменялось бы, по модульному принципу, на набор оборудования. Такая универсальность направлена на снижение затрат и повышение скорости разработки лунной техники.
А связка из четырёх кресел, дополненная миниатюрной капсулой (приспособленной к спуску в атмосфере), располагала бы достаточным запасом тяги и топлива, чтобы возвратиться к Земле.
Четыре "кресла" с астронавтами приземляются с орбиты на лунную поверхность в том месте, где ранее автоматика посадила несколько модулей жизнеобеспечения – своего рода "мини-базу" (иллюстрация SpaceDev). |
SpaceDev уверена, что уже где-то между 2010 и 2015 годами человека вполне реально высадить на южном полюсе Луны. А вообще, "за стоимость одной миссии по проекту NASA целых 40 человек могли бы побывать на Луне!", утверждает глава SpaceDev Джим Бенсон (Jim Benson).
Вчера SpaceDev подписала контракт со SpaceX о закупке у последней пусков её новой космической ракеты Falcon 1. Чем SpaceDev наглядно продемонстрировала пропагандируемый ею путь сотрудничества небольших частных фирм.
| ||
Ещё Гриффин сказал, что его агентство, помимо использования собственных ресурсов, в скором будущем будет покупать космические услуги у небольших частных фирм. К примеру заказывать им доставку грузов на МКС.
Революция? Мы понимаем: далеко не все частные компании, бросившиеся покорять космос, непременно в этом преуспеют. Наверное, не все их проекты оптимальны, совершенны и окажутся реализованными.
Но столь бурная деятельность частной космонавтики это первые признаки нашего будущего. Будущего, в котором государства окончательно потеряют монополию на космос.
Вот об этом стоит задуматься.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru