"Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями. Свобода мысли ключ к прогрессивному автомобильному конструированию. Seattle-ite приведёт к созданию новых понятий в моделировании, комфорте и безопасности".
Это фрагмент брошюры, посвящённой концепткару Ford Seattle-ite XXI. Скромному такому ядерному автомобилю 1962 года.
Но по порядку. История эта началась, по крайней мере, ещё в 1958 году, когда Ford создал концепт-кар Nucleon.
Строго говоря, это был даже не концепт-кар, а лишь макет в масштабе 3/8. Однако, отвечая на романтические настроения эпохи, Nucleon "приводился" в движение атомным реактором, установленным в задней части машины.
Конечно, такой компактный реактор никогда не был создан. Но американцы верили, что в будущем ядерные установки будут существенно уменьшены в размерах. И в чём-то они оказались правы.
Компактные ядерные агрегаты США и СССР научились ставить на спутники. Ядерные реактивные двигатели полным ходом разрабатывались не только для космических ракет, но также для крылатых ракет и даже межконтинентальных бомбардировщиков.
| ||
В 1962 году Ford построил полноразмерный Seattle-ite XXI, куда более завораживающий и элегантный, чем неказистый, скажем прямо, Nucleon.
Но главное Seattle-ite оказался, без иронии, богатейшей россыпью идей "на будущее".
Автомобиль имел четыре передних колеса ведущих и управляемых одновременно.
| ||
Источники энергии предусматривались разные. Во-первых, топливные элементы с возможностью, как сказали бы компьютерщики, "горячей замены".
А во-вторых, как указывали инженеры "возможно, будут установлены", некие компактные ядерные устройства.
Вся передняя часть автомобиля с четырьмя колёсами и силовым агрегатом в 400 лошадиных сил (как гласила реклама, для трансконтинентальных путешествий) могла отстёгиваться, а на её место подсоединялся бы маленький модуль с экономичным 60-сильным мотором для неспешной городской езды.
Всё управление подключалось бы через простой разъём. Привет из прошлого инженерам GM c их концептом AUTOnomy 2002 года.
Салон Seattle-ite традиционного руля нет (иллюстрация с сайта gizmo.com.au). |
Ещё авторы машины заложили в проект-мечту интерактивную навигационную систему с подвижной картой местности и автоматическую информационную систему, показывающую, к примеру, состояние агрегатов и прогноз погоды.
Всё это за десять лет до изобретения микрочипов, за пятнадцать до навигационных спутников и за сорок до наших дней, когда топливные элементы только-только стали жизнеспособными.
Может, на очереди всё же ядерный привод? Сказать про ядерную энергию "безопасная" это, конечно, слишком смело. Но посмотрите.
Атомный Seattle-ite был наивной мечтой, но всё же чертовки красивой мечтой (фото с сайта gizmo.com.au). |
Четыре передних колеса, дающие лучшую управляемость и устойчивость, лучшее торможение и сопротивляемость аквапланированию, после многих лет забвения вернулись в виде серийного суперкара Covini C6W.
Затеняемые по желанию водителя стёкла можно найти на некоторых дорогих лимузинах.
Про компьютерную навигацию и говорить нечего. Да и настоящее управление автомобиля компьютером уже не фантастика.
Так по замыслу инженеров Ford менялся передний модуль Seattle-ite (иллюстрация с сайта gizmo.com.au). |
Экспериментальных таких машин хоть отбавляй, а, скажем, система автоматической парковки уже в продаже.
Про модульные, составные и прочие трансформируемые автомобили до сих пор регулярно вспоминают лишь создатели концепт-каров. Люди предпочитают, если уж так нужно, купить два разных автомобиля для города и для души.
Конечно, далеко не все могут себе это позволить. Но и атомный шестиколёсник был бы не дешевле двух машин. Однако, несмотря на сомнительную реализуемость, Seattle-ite нельзя назвать неудачей.
Дизайн Seattle-ite недвусмысленно указывает на начало космической эры (фото с сайта gizmo.com.au). |
Где нынче размах, несвязанность догмами, который был присущ американским мечтателям 1950-х и 1960-х?
"Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями", говорили автостроители.
Не в атомном приводе дело, ей богу. Пусть это тупик. Но сам подход вызывает уважение. Много ли найдётся теперь столь же ярких идей?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru