В нынешнем 2004 году Yamaha выводит на рынок мотоцикл с приводом на оба колеса. Хотя это не первый подобный аппарат в истории, новая машина станет событием. Ведь она будет первой моделью, полностью раскрывающей преимущества такой схемы, как в плане проходимости на бездорожье, так и по части безопасности скоростной езды по асфальту.
В январе 2004 года завершилось очередное ралли Париж-Дакар. В классе мотоциклов с объёмом 450 "кубиков" победил француз Давид Фретине (David Fretigne) на мотоцикле Yamaha WR450F 2-Trac.
Гонщик обогнал многих соперников на мотоциклах с куда большим рабочим объёмом, победив на трёх этапах и заняв седьмую строчку в общем, мотоциклетном, зачёте.
Событие это примечательно тем, что означенный мотоцикл один из немногих в мире с приводом на оба колеса. А ещё скоро он будет доступен на рынке!
Однако прежде, чем мы подробнее расскажем о японской новинке немного истории.
Самые ранние опыты по созданию полноприводных мотоциклов (мы не рассматриваем здесь мотоциклы с "активной" коляской) относятся к 1924-1937 годам.
Тогда сразу несколько изобретателей кустарным образом переделывали обычные мотоциклы в полноприводные. Получалось не очень здорово.
Механическая трансмиссия с валами и цепями была ненадёжна. Трудно было заставить её нормально работать с передним колесом, которое и поворачивалось и "прыгало" вверх-вниз.
Один из первых образцов полноприводных мотоциклов: 1934 год, цепной привод на переднее колесо, автор некий Бертольд Эриксон (Bertold Ericsson) (фото с сайта markvanderkwaak.com). |
Переднее колесо приводилось комбинацией цепей и шестерёнок. А неплохая плавность хода обеспечивалась очень большими шинами с низким давлением.
Фактически это был мотоцикл-внедорожник, который на шоссе смотрелся не очень уместно.
Впрочем, почему был? Американцы ещё тогда, в 1960-м, начали серийное производство этого мотоцикла. И до сих пор машина продаётся.
Более того, марка Rokon сегодня это три модели, различающиеся в деталях, но в основе представляющие всю ту же неувядаемую конструкцию 40-летней давности.
В 1980-х с различными схемами привода переднего колеса мотоцикла экспериментировали разные изобретатели-одиночки и крупные компании, например Suzuki.
Чего только не предлагали и привод тросом в оболочке, и гидравлические системы. Но ничего до ума не довели, не говоря уж о серийном выпуске.
Одна из моделей американской марки Rokon огромные шины компенсируют отсутствие подвески (фото с сайта motobykz.co.uk). |
Компания не торопилась. Она вообще несколько лет не афишировала свои исследования. Лишь в 1998 году японцы показали прототип экзотической двухколёсной машины на выставке, продолжая экспериментировать с конструкцией.
В 1999-2002 годах полноприводные "Ямахи" неплохо выступали в ралли. Причём каждый раз это были машины, построенные на базе различных серийных моделей фирмы.
И вот недавно последовал триумф Фретине и объявление, что конструкция полного привода для мотоцикла отшлифована настолько, что готова стать серийным продуктом.
Надо сказать, что в 1980-х Yamaha опробовала несколько вариантов механической трансмиссии и нашла, что они слишком тяжелы, сложны и капризны, требуют большой переделки всей конструкции мотоцикла.
В сравнении с ними гидравлическая система оказалась относительно проста, легка, компактна и, если так можно выразиться, дискретна, что было удобно по компоновочным соображениям.
Yamaha WR450F 2-Trac во всей красе. Обратите внимание на шланги, идущие к передней ступице (фото с сайта gizmo.com.au). |
Насос связан гибкими шлангами с гидравлическим двигателем, расположенным в ступице переднего колеса.
Мощность, передаваемая на переднее колесо, пропорциональна скорости заднего колеса: чем больше тыловое колесо буксует и теряет тягу, тем больше гидравлическая система увеличивает тягу в колесе переднем. Она может передать на него до 15% мощности мотоциклетного двигателя.
И наоборот восстановление сцепления с дорогой заднего колеса плавно (чтобы не происходило заноса и рысканья) уменьшает мощность, отдаваемую вперёд.
Схема гидропривода переднего колеса на новой "Ямахе" (иллюстрация с сайта gizmo.com.au). |
А на грязи, песке или мокрой глине новинка отличается ещё и лучшей управляемостью. "С этим мотоциклом не приходится бороться", говорили спортсмены.
Хотя первый мотоцикл с этой системой, который предлагается для широкой продажи это переделанный серийный "Эндуро" WR450F, фирма намерена в дальнейшем ставить 2-Trac на свои скутеры и даже на мощные супербайки.
Привод масляного насоса от коробки передач и почти незаметный гидродвигатель на переднем колесе изюминка мотоцикла Yamaha WR450F 2-Trac (фото с сайта gizmo.com.au). |
В частности, испытания однолитрового R1 с такой системой показали его превосходство над стандартной версией в устойчивости и управляемости на больших скоростях и на мокром асфальте.
На залитом дождём гоночном треке этот аппарат привозил своему серийному близнецу-R1 пять секунд на круге.
Интересно, что пока не объявлена цена "набора" 2-Trac, но фирма утверждает, что разница по сравнению с обычными машинами будет не слишком велика.
| ||
Видно не так уж проста оказалась система насос-гидромотор.
А вот на другом краю планеты австралийский изобретатель Ян Драйсдейл (Ian Drysdale) смело взялся за аналогичный проект, и даже переплюнул японцев из именитой корпорации.
Его мотоцикл Drysdale 2x2x2 обладает не только приводом на оба колеса, но оба колеса являются также управляемыми! При этом инженер ухитрился сохранить и подвеску колёс.
Для достижения цели австралиец отказался от традиционного механического привода совсем. И переднее, и заднее колесо его машины вращают встроенные гидромоторы. В базе же стоит ДВС с насосом.
Устройство мотоцикла 2х2х2 (фото с сайта home.mira.net). |
Увы, это лишь опытный образец ручной сборки, перспективы которого самим автором оцениваются, как очень туманные.
Так что, если вы хотите купить мотоцикл, оснащённый приводом на оба колеса обращайтесь к японцам или американцам.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru