Сама идея надувного самолёта выглядит курьёзно, если не говорить о детской игрушке для купания. Но мало кто знает, что настоящие надувные самолёты были созданы ещё в 1950-х, а в последние годы таким конструкциям прочат светлое будущее на театре военных действий и даже на Марсе.
Именно с военных целей всё и началось. Во всяком случае, первый такой проект был задуман именно как боевая машина. В начале 1950-х годов американская компания Goodyear разработала самолёт, фюзеляж и крылья которого были надувными.
GA-468 Inflatoplane должен был использоваться как разведчик, связной самолёт и тому подобное, а к месту действий его можно было доставлять небольшим автотранспортом.
Благо, вес этой одноместной машины (пустой) составлял немногим более 100 килограммов.
Самолёт выкатывался на взлётное поле в виде маленькой тачки на его собственных колёсах. После надувания "тачка" превращалась в самолёт с размахом крыла в 6,7 метра и длиной 6 метров.
GA-468 был оснащён 42-сильным двухтактным двигателем марки Nelson, который разгонял его до 116 километров в час. Потолок составлял 3,14 километра.
76 литров топлива давали самолёту возможность летать 6,5 часов. Вес же пилота мог составлять чуть более 90 килограммов.
| ||
Всего было построено 12 таких машин, несколько отличавшихся по форме и деталям конструкции. До 1972 года продолжались испытания машин, но военные так и не проявили к "игрушке" должного интереса, и проект был свёрнут.
Однако идея надувного крыла не умерла. Так в 1960-х там же в США группа инженеров из компании Aerojet всерьёз предлагала использовать большое надувное крыло для возвращения людей с орбиты.
Естественно, дальше эскизов дело не пошло, так как перспектива создания необходимых для такого аппарата материалов оставалась туманной, хотя авторы идеи говорили что-то о материалах на основе силикона, но это, пожалуй, было несерьёзно.
В 1960-х надувные самолёты Goodyear Inflatoplane выполнили множество успешных полётов (фото с сайта geocities.com). |
Здесь главной идеей было то, что такое крыло может быть развёрнуто во время полёта, после сброса машины.
Аппаратики сбрасывали с более крупных самолётиков на высотах порядка 300 метров. Затем подавалась команда на развёртывание крыла. Баллончик со сжатым азотом раскрывал крыло всего за 0,3 секунды.
Далее машины выполняли радиоуправляемый полёт и планировали на посадочную полосу.
Проект космического надувного планера Aerojet Re-Entry Glider (иллюстрация с сайта astronautix.com). |
Такими разведывательными аппаратами, полагают в NASA, можно "выстрелить" с большой скоростью из какой-либо установки, а уже над целью они раскроют крылья и перейдут к неторопливому полёту.
Инженеры центра Драйден готовят надувной самолёт I2000 к полёту (фото с сайта dfrc.nasa.gov). |
Ещё они не боятся пуль, так как специальная система может подкачивать их, компенсируя утечку газа. Достаточно достоинств, чтобы подумать о военном применении таких систем.
Но американские инженеры смотрят дальше надувными крыльями можно было бы оснастить марсианский самолёт, строят планы специалисты NASA, сбрасываемый с межпланетной станции. Такие же машины пригодятся и для исследования других планет с атмосферой.
Этапы развёртывания надувного крыла в воздухе (фотографии с сайта dfrc.nasa.gov). |
Тем временем с надувными летающими конструкциями экспериментирует компания Prospective concepts AG, базирующаяся в Швейцарии.
Её надувной одноместный самолёт-крыло Stingray, созданный в 1995 году, оснащён двумя двигателями. Размах крыла 13 метров, взлётный вес 840 килограммов, максимальная скорость 130 километров в час.
Stingray в ангаре и в воздухе демонстрирует преимущества надувного крыла (фотографии с сайта prospective-concepts.ch). |
Так что надувной самолёт в очередной раз доказывает, что он вовсе не игрушка.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru