Бизнесмен приезжает в аэропорт и направляется к стоянке самолётов. Он садится в кабину собственного истребителя. Короткие переговоры с диспетчером, и вот уже два турбореактивных движка вдавливают пилота в кресло. На скорости, немного меньшей скорости звука, человек спешит на деловую встречу.
Для состоятельных людей во всём мире эта картина становится реальностью.
Они уже могут заказывать новый двухместный реактивный самолёт, ничем не уступающий аппаратам военных. Разве только пушка и ракеты на борту не предусмотрены.
Новинку авиации зовут Javelin, что переводится как "копьё" или "дротик". Это уникальный проект в авиации общего назначения. Никогда ещё самолёт с "военными" тактико-техническими данными не разрабатывали изначально именно для частного применения.
Разработала и построила его американская компания Aviation Technology Group (ATG), разумеется, при поддержке ряда других компаний, в частности, знаменитой Lockheed Martin.
Полное наименование модели Javelin Executive Jet (Mk-10). Executive можно перевести как "президентский", в общем, "карета для шефа". А по виду Javelin действительно очень похож на истребитель.
Как водится, началось всё с чертежей, макета 1:1 (слева) и компьютерных рисунков (иллюстрации Aviation Technology Group). |
Однако ещё вернее будет сказать, что Javelin походит на военный учебно-тренировочный реактивный самолёт (УТС).
УТС это класс дозвуковых двухместных машин, пусть уступающих истребителям в максимальной скорости, но вполне сопоставимых с ними по динамике разгона, манёвренности и скороподъёмности, к тому же, нередко оснащаемых различным вооружением.
Конечно, сходные задачи, так же, как и одинаковые для всех законы аэродинамики, рождают похожие друг на друга формы. Так что на поверхностный взгляд Javelin близнец едва не большинства современных реактивных УТС, разве только его двойной хвост необычен (в УТС это редкость).
Однако в сентябре прошлого года реальный Javelin поднялся в воздух, а к настоящему моменту он выполнил множество тестовых полётов (фото с сайта gizmag.co.uk). |
Какие это машины? Списанные из ВВС разных стран самолёты известных марок, естественно, со снятым военным оборудованием, и находящиеся в той или иной степени износа.
Так вот. Изюминка всей затеи с Javelin заключается в том, что он был разработан с нуля, специально как двухместный реактивный бизнес-самолёт. Несмотря на "военные" динамику и облик, его создатели изначально нацеливались на исключительную надёжность и комфорт.
Более того, американская компания поступила с точностью до наоборот: уже после разработки своего "бизнес-джета" она создала на его базе военный УТС Javelin Mk-20 Military Trainer.
Околозвуковой полёт бизнес-класса на Javelin в представлении художника и… (иллюстрация с сайта gizmag.co.uk). |
Для машины такого класса объявленная цена всего $2,795 миллиона чрезвычайно привлекательная. За сопоставимые деньги (ну, ладно, несколько меньшие) многочисленные торговые компании предложат вам списанный где-нибудь в Восточной Европе УТС L39 (чешского производства), в хорошем состоянии.
Но тут – новая, с иголочки, машина, к тому же специально созданная как комфортабельный бизнес-самолёт, пусть с кабиной как у истребителя.
Кстати о кабине здесь стоит самая современная авионика, передовые системы связи и навигации, показания которых выводятся на несколько цветных ЖК-экранов. Погодный радар, система предупреждения столкновений в воздухе... Кажется, авторы небольшого аппарата ничего не забыли.
…Первые "бизнесмены" для Mk-10 (это, естественно, испытатели) (фотографии Aviation Technology Group). |
Тут надо добавить, что фюзеляж и крылья Javelin выполнены из углепластика. Потому максимальная взлётная масса машины составляет всего 3,13 тонны, куда входят и пилот с пассажиром, и их багаж (да, здесь есть небольшой багажник на 91 килограмм), и топливо. Его, к слову, насчитывается 1060 литров, чего достаточно примерно для 3,5 часов полёта. Вес пустого самолёта 2,11 тонны.
Два двигателя Williams FJ-33 с тягой по 817 килограммов каждый разгоняют самолёт до крейсерской скорости в 926 километра в час или 0,87 M. Потолок машины составляет 13,72 километра.
Компьютерные расчёты и тесты в трубе, макеты и рабочие прототипы, испытания на земле и в небе, выставки и презентации… В общем, примерно 8 лет от замысла до подготовки к серийному выпуску (иллюстрации с сайтов gizmag.co.uk и avtechgroup.com). |
Скороподъёмность Javelin, равная 2743 метра в минуту, может быть, для настоящего истребителя не самая впечатляющая, но для частного самолёта очень внушительная. Как и перегрузки, которые готова выдержать машина: +6g/-3g.
Пожалуй, лишь на сверхзвуковом истребителе вы можете испытать больше. Но спросите себя: сколько миллионов долларов стоит новенький сверхзвуковой истребитель (да хотя бы и подержанный), и кто его, вообще, вам продаст?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru