Полвека назад эти машины собирали миллионы зрителей. General Motors нашла яркий ход для продвижения своих идей. Даже не новинок – прогнозов, видений будущего. Она построила шоу-автобус, который сам был необыкновенным экспонатом.
21 января 2006 года красно-серебряный автобус более чем полувекового возраста был продан за $ 4 миллиона 320 тысяч с американского аукциона Barrett-Jackson.
Он стал самым дорогим автомобилем в истории данного аукциона.
Этот странный на вид автобус – крайне редкая вещь General Motors Futurliner. Их было построено всего 12 штук, из них 9 сохранились до наших дней, но лишь три находятся в приемлемом состоянии, пригодном для поездок.
Одна из таких машин, что важно – идеально отреставрированная и полностью в оригинальной конфигурации, как раз и стала рекордсменом аукциона. Но обо всём по порядку.
История Futurliner началась с чикагских Всемирных ярмарок "Столетие прогресса" (A Century of Progress) 1933-1934 годов, демонстрировавших тогдашние достижения науки и техники.
| ||
И вся ярмарка, и стенды GM оказались столь популярными, что Чарльз Кеттеринг (Charles F. Kettering), вице-президент GM по исследовательским проектам, убедил главу компании Альфреда Слоана (Alfred P. Sloan) снабдить экспозицию фирмы "колёсами", дабы её могли увидеть миллионы американцев.
Тогда же решили и транспорт для выставки сделать экспонатом. Было построено 8 специальных автобусов в футуристическом стиле.
Parade of Progress 1954 года вступает в Сант-Катарину (St. Catharine) (фото GM с сайта barrett-jackson.com). |
Кавалькада автобусов и сопровождающих их машин колесила по просторам континента, собирая толпы зрителей. Первый такой вояж состоялся в 1936 году. В 1938-м Parade of Progress посетил Мексику, а в 1939-м побывал в Гаване.
Черты автобуса будущего позже можно было увидеть на серийных машинах. И не только в США (фото с сайта barrett-jackson.com). |
Правда, на снимках мы видим модель 1950-1953 годов, существенно перекроенную. Именно она и была продана на днях с аукциона.
У машины, нарисованной рукой дизайнера Харли Ирла (Harley Earl), многое было необычным. Начиная с облика, конечно.
Здесь размещались экспонаты выставки (фото с сайта barrett-jackson.com). |
Ещё у автобуса были сдвоенные колёса не только сзади (как у большинства грузовиков и автобусов), но и спереди. С массой технических придумок автобус производил (и производит) не меньшее впечатление, чем его груз.
Длина этого шедевра составляет 10 метров, ширина 2,44 метра, а высота (по крышу кабины) – 3,53 метра. Машина была оснащена усилителем руля (чего безусловно требовали сдвоенные передние колёса) и автоматическим корректором света фар.
Вход в кабину располагался на углу кузова, под пятками у водителя (фото с сайта barrett-jackson.com). |
Futurliner 1940 года имел прозрачную пластиковую крышу кабины.
А так как кондиционера не было, да ещё двигатель был размещён спереди (под водителем), поездка на Futurliner напоминала медленное поджаривание в оранжерее.
Концепткар Pontiac Bonneville Special на одном из шоу GM (фото Jim Morris с сайта barrett-jackson.com). |
Автомобили эти, кстати, послужили не только GM, но и другим компаниям, которые также использовали их как шоу-румы, переезжавшие из города в город едва не по всему североамериканскому континенту.
Большая секция крыши Futurliner поднималась на рычагах метра на полтора вверх. Под ней пряталась россыпь ламп дневного света, эффектно освещавших всё вокруг.
Таким был отреставрированный автобус много лет назад (фотографии с сайта futurelinerforsale.com). |
| ||
А внутри Futurliner зрители видели не только вещи, имеющие отношение к автомобильной отрасли.
Так, в 1950-х на своих передвижных шоу GM показывала американцам: разрез реактивного двигателя, разную бытовую технику (в том числе – микроволновую печь), стереозвук, принципы порошковой металлургии и многие другие тогдашние диковинки. Часть экспонатов была действующей.
Отработав же на Motorama до 1956 года, все экземпляры Futurliner сами стали удивительной редкостью.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru