Полвека назад эти машины собирали миллионы зрителей. General Motors нашла яркий ход для продвижения своих идей. Даже не новинок – прогнозов, видений будущего. Она построила шоу-автобус, который сам был необыкновенным экспонатом.
21 января 2006 года красно-серебряный автобус более чем полувекового возраста был продан за $ 4 миллиона 320 тысяч с американского аукциона Barrett-Jackson.
Он стал самым дорогим автомобилем в истории данного аукциона.
Этот странный на вид автобус – крайне редкая вещь General Motors Futurliner. Их было построено всего 12 штук, из них 9 сохранились до наших дней, но лишь три находятся в приемлемом состоянии, пригодном для поездок.
Одна из таких машин, что важно – идеально отреставрированная и полностью в оригинальной конфигурации, как раз и стала рекордсменом аукциона. Но обо всём по порядку.
История Futurliner началась с чикагских Всемирных ярмарок "Столетие прогресса" (A Century of Progress) 1933-1934 годов, демонстрировавших тогдашние достижения науки и техники.
![]() |
| |
![]() |
И вся ярмарка, и стенды GM оказались столь популярными, что Чарльз Кеттеринг (Charles F. Kettering), вице-президент GM по исследовательским проектам, убедил главу компании Альфреда Слоана (Alfred P. Sloan) снабдить экспозицию фирмы "колёсами", дабы её могли увидеть миллионы американцев.
Тогда же решили и транспорт для выставки сделать экспонатом. Было построено 8 специальных автобусов в футуристическом стиле.
![]() |
![]() Parade of Progress 1954 года вступает в Сант-Катарину (St. Catharine) (фото GM с сайта barrett-jackson.com). |
Кавалькада автобусов и сопровождающих их машин колесила по просторам континента, собирая толпы зрителей. Первый такой вояж состоялся в 1936 году. В 1938-м Parade of Progress посетил Мексику, а в 1939-м побывал в Гаване.
![]() |
![]() Черты автобуса будущего позже можно было увидеть на серийных машинах. И не только в США (фото с сайта barrett-jackson.com). |
Правда, на снимках мы видим модель 1950-1953 годов, существенно перекроенную. Именно она и была продана на днях с аукциона.
У машины, нарисованной рукой дизайнера Харли Ирла (Harley Earl), многое было необычным. Начиная с облика, конечно.
![]() |
![]() Здесь размещались экспонаты выставки (фото с сайта barrett-jackson.com). |
Ещё у автобуса были сдвоенные колёса не только сзади (как у большинства грузовиков и автобусов), но и спереди. С массой технических придумок автобус производил (и производит) не меньшее впечатление, чем его груз.
Длина этого шедевра составляет 10 метров, ширина 2,44 метра, а высота (по крышу кабины) – 3,53 метра. Машина была оснащена усилителем руля (чего безусловно требовали сдвоенные передние колёса) и автоматическим корректором света фар.
![]() |
![]() Вход в кабину располагался на углу кузова, под пятками у водителя (фото с сайта barrett-jackson.com). |
Futurliner 1940 года имел прозрачную пластиковую крышу кабины.
А так как кондиционера не было, да ещё двигатель был размещён спереди (под водителем), поездка на Futurliner напоминала медленное поджаривание в оранжерее.
![]() |
![]() Концепткар Pontiac Bonneville Special на одном из шоу GM (фото Jim Morris с сайта barrett-jackson.com). |
Автомобили эти, кстати, послужили не только GM, но и другим компаниям, которые также использовали их как шоу-румы, переезжавшие из города в город едва не по всему североамериканскому континенту.
Большая секция крыши Futurliner поднималась на рычагах метра на полтора вверх. Под ней пряталась россыпь ламп дневного света, эффектно освещавших всё вокруг.
![]() |
![]() Таким был отреставрированный автобус много лет назад (фотографии с сайта futurelinerforsale.com). |
| ![]() | |
![]() |
А внутри Futurliner зрители видели не только вещи, имеющие отношение к автомобильной отрасли.
Так, в 1950-х на своих передвижных шоу GM показывала американцам: разрез реактивного двигателя, разную бытовую технику (в том числе – микроволновую печь), стереозвук, принципы порошковой металлургии и многие другие тогдашние диковинки. Часть экспонатов была действующей.
Отработав же на Motorama до 1956 года, все экземпляры Futurliner сами стали удивительной редкостью.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru