Автобус выехал на трассу, и мощное ускорение вдавило пассажиров в спинки сидений. Лишь шелест покрышек нарушал тишину в салоне, да лёгкий свист воздуха. А уже через 10 минут машина затормозила у городка, лежащего в сорока километрах от места старта.
Так будет выглядеть работа новой скоростной транспортной системы. Если её построят-таки в Нидерландах.
Экзотический проект полным ходом разрабатывается в техническом университете Дельфта (TU Delft). Называется он "Суперавтобус" (Superbus). И это не просто машина, а целая транспортная система.
Однако сам автобус тут привлекает основное внимание. Во-первых, он на автобус не похож совсем, скорее, на лимузин, "растянутый" из какого-нибудь суперкара. Во-вторых, он электрический, а в-третьих – скоростной. Его "максималка" в 250 километров в час опять-таки заставляет вспомнить спортивные автомобили.
Зачем разгонять междугородний автобус до такой скорости, и не будет ли это слишком расточительным? Не проще ли построить скоростную железную дорогу?
Скоростной аппарат создают по формульным технологиям. Это касается и конструкции кузова (лёгкие сплавы, углепластик), и узлов подвески, и тормозной системы (иллюстрация с сайта tudelft.nl). |
Люди эти сообщают о своём намерении через сотовый телефон (или через Интернет), связываясь с автоматическим диспетчером системы, так что на пустой остановке Superbus не остановится, экономя время.
Более того, компьютеры системы постараются сажать в один автобус пассажиров, едущих в один конечный пункт, тем самым, по возможности, уменьшая число промежуточных остановок в пути.
На малых дорогах машина будет двигаться в общем транспортном потоке, но вот она выходит на специальную трассу, изолированную от других автодорог, и тут начинается песня: электромоторы почти бесшумно разгоняют этого монстра до крейсерских 250-ти. Через несколько минут – короткая остановка, и снова – разгон. А ближе к концу маршрута машина вновь оказывается на обычных дорогах, высаживая пассажиров в двух-трёх местах.
"Суперавтобусы" должны курсировать по специальной трассе (иллюстрация с сайта tudelft.nl). |
Один Superbus будет доставлять 20-25 пассажиров на расстояния от 30 до 200 километров. Парк же таких машин должен обеспечить быстрое сообщение между всеми основными городами Нидерландов.
Для этого в Дельфте предлагают построить специальную магистраль "Супербан", сравнительно узкую, предназначенную исключительно для "Суперавтобусов". Она протянется с севера на юг страны.
Эта магистраль должна быть оснащена покрытием, не замерзающим и самоочищающимся от снега зимой. На всём его протяжении под асфальтом должны быть встроены трубки теплоносителя.
Система подогрева поверхности дороги – это важный субпроект, который голландцы разрабатывают в расчёте на применение не только в данной транспортной системе (иллюстрация с сайта tudelft.nl). |
Авторы проекта полагают, что такое усложнение быстро окупит себя за счёт устранения необходимости в чистке дороги ото льда и снега зимой. Но главное – это обеспечит скоростным автобусам круглогодичный безопасный "полёт".
| ||
Вообще, Superbus обещает быть интересным автомобилем. Eliica нервно курит в сторонке. То ведь была легковушка, хотя и на восьми колёсах. А здесь, пусть приземистый, но автобус, правда, довольствующийся "всего лишь" шестью колёсами.
"Суперавтобус", по проекту, будет способен "выстрелить" с нуля до 250 километров в час за 5 секунд. Конечно, для комфорта пассажиров в реальной эксплуатации разгон нужно будет выполнять чуть мягче.
Начинка монстра ещё обсуждается, но ясно, что колёса будут вращать электромоторы. Источник тока – аккумуляторы с подзарядкой на остановках и, вероятно, с горячей их заменой на конечных станциях.
Как вариант – гибридный привод с экономичными ДВС-генераторами для подзарядки аккумуляторов в пути. И, конечно, на перспективу топливные элементы и водород, куда же без них.
| ||
Таков основной вывод авторов проекта, завершивших в апреле этого года его первую фазу. Они составили кучи математических моделей, показавших, что, несмотря на высокую скорость и сравнительно небольшое число пассажиров в одном автобусе, система в целом оправдана.
Она более проста в создании, в сравнении со, скажем, поездами на магнитной подвеске или просто скоростной железной дорогой и составами для неё.
Главное же преимущество перед традиционными системами – гибкость реагирования на запросы пассажиров и доставка их почти к порогу. Ведь Superbus может, словно такси, приехать на любую улицу, по просьбе пассажиров. В отличие от железнодорожного состава.
Авиационное же сообщение для расстояний 30-200 километров – очень неудобно. Если только самолёты не начнут приземляться на улицах городов. И, разумеется, поездка в обычном междугороднем автобусе после стремительного броска голландской электрической "торпеды" покажется просто пыткой.
Глядя на задний аэродинамический диффузор Superbus, трудно избавиться от ассоциаций с болидами Формулы-1 (иллюстрация с сайта tudelft.nl). |
Общие же затраты на создание этого необычного вида транспорта Дельфт оценил в $8,7 миллиона. И, естественно, мечтает их найти.
Нет сомнений, что авторы данной системы смогут пойти дальше макета. Так, среди них есть инженеры Дельфта, создававшие ранее рекордные скоростные солнцемобили серии Nuna.
Да и лидеры "Суперавтобуса", в конце концов, это весьма подкованные люди. Антониа Терци (Antonia Terzi) бывший главный аэродинамик команды Williams Формулы-1 (понятно, откуда у "Суперавтобуса" удивительно небольшой коэффициент обтекаемости 0,2). Другой лидер проекта Вуббо Окелс (Wubbo Ockels), физик, профессор аэронавтики в Дельфте, первый голландский астронавт.
Когда-то он летал на шаттле, теперь вот создаёт шаттл междугороднего назначения. С поистине космической крейсерской скоростью.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru