Очередная перспективная разработка, финансируемая Пентагоном, может практически всё: ездить по сильно пересечённой местности, подвозить боеприпасы, вести разведку, уничтожать супостата и даже ездить к верху брюхом.
При всех своих недостатках, демократия имеет одно очень важное достоинство: жизнь человека ценится в ней настолько высоко, что в случае войны иногда проще рискнуть многомиллионным роботом, чем последним рядовым, не вылезающим с гауптвахты по причинам дисциплинарного характера.
Американцы, демонстрирующие трепетное отношение к жизням своих солдат, уже давно ведут разработки в области беспилотных боевых машин. И вот в наши дни сумма накопленных технологических решений грозит перерасти в новое качество.
Полигоном для демонстрации возможностей этих технологий стал Афганистан: именно там мы увидели беспилотных разведчиков-бомбардировщиков типа Predator и боевых разведывательно-дозорных роботов типа Hermes.
Но всё это только цветочки, потому что в самые ближайшие годы нам предстоит увидеть первую "полноразмерную" боевую машину не отягощённую человеческими существами.
Робот Spinner, разработка которого ведётся специалистами National Robotics Engineering Consortium (NREC), будет иметь около пяти метров в длину, 2,7 метра в ширину и всего полтора метра в высоту, что сделает его не самой приятной мишенью для гранатомётчиков.
| ||
Для того, чтобы сообщить всему этому хозяйству надлежащую скорость, конструкторы собираются воспользоваться гибридной силовой установкой, похожей на привод, используемый в тяжёлых карьерных самосвалах типа "БелАЗа", но вкупе с дополнительными литий-ионными аккумуляторами.
Специально разработанный для этих целей газотурбинный двигатель будет вырабатывать электрический ток, который затем будет направляться на встроенные в колёса электродвигатели.
Такая схема обеспечит машине очень хорошее соотношение крутящего момента и общей массы. Если же выяснится, что турбина производит слишком много шума и грозит демаскировать машину, систему можно будет переключить на питание от аккумуляторов.
Однако не вышеприведённые характеристики являются настоящей изюминкой Spinner'a.
Дело в том, что эта машина станет первой беспилотной боевой машиной, созданной, что называется "с нуля". То есть, в отличие от прежних экспериментов с роботизированной техникой, конструкторы не пытались взять за основу уже существующие образцы, чтобы выдрать из них сиденья и поставить на их места телекамеры.
| ||
Главным достоинством вездехода станет его способность переживать опрокидывания. Если обычная машина, "сделав крышу", становится абсолютно беспомощной, то для пятитонного робота такая неприятность не станет критической проблемой.
В случае если аппарат перевернётся, его специально разработанная подвеска сможет изменить положение колёс и вновь поднять Spinner над землёй. Только завершить поездку придётся вверх брюхом. Грузовой отсек машины так же развернётся вдоль продольной оси, чтобы ящики с разбитым и покорёженным от удара оборудованием вновь приняли соответствующее уставу положение.
Разумеется, опрокидывание всё же считается "нештатной ситуацией" и конструкторы пока не рекомендуют будущим владельцам злоупотреблять этой опцией. В самом лучшем случае, Spinner сможет выдержать не более трёх таких инцидентов в месяц.
Тем не менее, отметим, что всё вышеизложенное пока всего лишь предположения конструкторов. Опытный образец Spinner'a будет собран не ранее декабря 2002 года и пока сложно сказать, как поведёт себя реальный, а не смоделированный на компьютере образец.
Хотя, присутствие в числе субподрядчиков проекта таких компаний, как Boeing и Timoney Technology, финансируемых могущественной и богатой DARPA (Defense Advanced Research Project Agency), выделившей на эту разработку пять с половиной миллионов долларов, даёт основания считать, что заказчики настроены весьма серьёзно.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru