Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Рукоголовый мистер Рипли умеет учиться жить

 

Рукоголовый мистер Рипли умеет учиться жить

 

 

Наверное, несложно смастерить робота, который сумеет подняться по лестнице. А постройте-ка совсем глупое создание, которое изначально не знает и не умеет вообще ничего, но постигает окружающий мир под руководством человека.

Понятно: робот, запрограммированный на решение раз и навсегда очерченного круга задач — именно что "робот", лишённый всяких зачатков искусственного интеллекта.

Чтобы достичь определённых успехов на жизненном пути, эта машина должна уметь самообучаться и делать соответствующие выводы.

Среди прочих, созданием такого устройства занимаются в Массачусетском Технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology — MIT), одной из главнейших мировых кузниц научных кадров.

загрузка...

 

 

Руководит трудами 34-летний профессор знаменитой институтской медиа-лаборатории Дэб Рой (Deb Roy), с самого детства одержимый проблемами робототехники.

Робота зовут Рипли (Ripley). Как ни странно, такое название он получил вовсе не из-за фильма, обыгрываемого в заголовке, а по имени героини другой кинокартины — лейтенанта Эллен Рипли (Ellen Ripley) из блокбастера "Чужие" (Aliens).

\'А

А это — "чужой". Не нахожу никакого сходства (фото с сайта fantascienza.com).

Такие ассоциации могут натолкнуть вас на мысль, что в секретной массачусетской лаборатории ваяют какого-то злобного монстра. Ничуть.

Рипли, хоть и наделён некоторыми способностями, представляет собой существо совершенно безобидное. Хотя, определённое внешнее сходство с инопланетными врагами лейтенанта всё же имеется.

Да и устроен наш робот довольно примитивно, в отличие от носителей внеземного разума. Напоминает робота-руку, только недоделанную — имеет всего семь степеней свободы.

Очень тонких манипуляций от робота и не ждут. Движениями Рипли руководит микроконтроллер PC104, связанный с компьютером, работающим под Linuх.

Система наблюдения робота за окружающей действительностью включает в себя стерео-микрофон и цветную видеокамеру, а также всякие контактные сенсоры.

Кроме этого, Рипли оснащён датчиками усилия, позволяющими не просто фиксировать его положение в пространстве, но и измерять "тяжесть" тех или иных предметов.

Моя творческая лаборатория (фото с сайта media.mit.edu).

Моя творческая лаборатория (фото с сайта media.mit.edu).

Ещё одна составляющая Рипли — языковая. Предполагается, что робот будет понимать человеческий язык, постоянно анализируя новые слова, сопоставляя их с услышанными ранее, и с увиденным через свои телеобъективы.

Более того, создатели надеются, что Рипли окажется способным учеником и сможет осваивать новые языки, не обладая никакими предварительными познаниями, путём самостоятельного анализа их словаря и грамматики на конкретных примерах из личной жизни.

Вдобавок, робот, разумеется, оснащён речевым синтезатором, надо же как-то с ним общаться.

Вся аудиовизуальная информация, получаемая роботом, попадает в главную ассоциативную систему. На этом уровне происходит анализ внешнего мира и установление связей между его различными составляющими.

Понятно, что без исчерпывающих наставлений инструктора, сам робот ничего не узнает. Поэтому, для его обучения используется инструментарий лингвистов, педагогов и специалистов по детской психологии.

Вот так я себя вижу со стороны (фото с сайта media.mit.edu).

Вот так я себя вижу со стороны (фото с сайта media.mit.edu).
Ведь первоначально в "голову" Рипли заложили только алгоритмы обработки информации — и никаких конкретных знаний. В этом отношении он подобен новорожденному.

Не будем притворяться и делать вид, что в точности понимаем, как всё это работает. Ну, не доводилось применять в практике повседневного распознавания речи скрытые марковские модели (Hidden Markov Models — НММ), и что такого?

Тем более, что и конструкторы робота, за своими алгоритмами решения конкретных задач и системным подходом к проблеме, пока не видят путей достижения конечного результата. Хотя, "правильная" математика многое может сделать на уровне чистых абстракций.

Но вот что интересно. Этот публикация, возможно, и не появилась бы, если б не объёмистая статья Майкла Вэлпи (Michael Valpy), обозревателя по духовным вопросам авторитетной канадской газеты The Globe and Mail .

Упомянутый журналист посетил научную лабораторию, в которой обучали Рипли, и пришёл в совершеннейший восторг. А после погрузился в тяжкие раздумья.

Сначала — о восторге, потом — о раздумьях.

Что же произвело такое впечатление на не искушённого в робототехнике зрителя?

То, например, что Рипли может по просьбе оператора взять лежащую перед ним большую синюю подушку. Да ещё и задать человеку уточняющий вопрос: какую именно? — не видишь, что ли — здесь полно больших синих подушек.

Уже сыт по горло вашим Lego (фото с сайта media.mit.edu).

Уже сыт по горло вашим Lego (фото с сайта media.mit.edu).

Дело в том, что никто не внедрял в программное обеспечение робота знание о больших синих подушках, как собственно и само значение этих слов. Уверяем, если б Рипли в десять ходов выиграл у журналиста в шахматы — это не имело бы такого эффекта. Да и не выиграет, поскольку ещё не научился.

Что робот умеет, можно увидеть своими глазами: на этой странице три видеоролика, посмотрите по возможности.

А ещё впечатлило то, что Рипли понимает слово "тяжело" и может оценивать насколько, несколько раз подняв-опустив металлический брусок. Так ведь, если функцию какую-нибудь запрограммировать, он и боль будет чувствовать?

Будет, конечно, но совсем не так как человек. Но человека и не волнует — как: не может он себе этого представить.

Зато учёные надеются со временем обучить Рипли абстрактным понятиям. Например, слово "правосудие" можно связать со словами "обман" и "причинять боль".

Часто сама структура языка помогает роботу усвоить новый термин. По мнению разработчиков, все нелингвистические аспекты человеческого восприятия, так или иначе, привязаны к тому, как мы говорим. Геном человека — это его язык.

Все эти материи естественным образом подталкивают обозревателя к философическим раздумьям о совершенном "метафизическом" Рипли и вопросам о том, что есть сознание и эмоции, применительно к роботам.

Пустое это занятие. Лучше уж сами роботы, когда подрастут, решат свои проблемы.

Лабиринты моего подсознания (фото с сайта media.mit.edu).

Лабиринты моего подсознания (фото с сайта media.mit.edu).
И тут, наконец, после пространных рассуждений об искусственном интеллекте, всплывает дежурный в подобных случаях сборник рассказов Айзека Азимова (Isaac Asimov) "Я — робот", а конкретно небезызвестные Три Закона Робототехники. Ещё конкретнее — Второй, накладывающий на роботов обязательство не причинять вреда человеку.

Вот это действительно важно, а остальное — не наше дело. В конце концов, если робот как-то про себя понимает слово "мой" — он и есть искусственный интеллект, на чём вполне можно остановиться.

Вспомнить же лучше другое произведение Азимова — "Академия". Сюжет, вкратце, таков:

В будущем, путём несложных тестов, за пару минут можно будет определить предрасположенность человека к определённой профессии, и ещё за пару минут, под гипнозом, "закачать" в него всю требуемую сумму профессиональных знаний и навыков (типичный пример примитивного программирования).

Но, герой романа, по результатам тестирования, признаётся умственно отсталым, ни на что не годным, не способным получить хоть какую-то специальность.

Его отправляют в приют для придурков, а в качестве последней надежды предлагают учиться по-старинке, самостоятельно, путём чтения книг. Только времени на это нужно потратить несравнимо больше, чем на гипноз — почти всю жизнь.

Ну а в конце, натурально, выясняется, что только такое обучение и делает человека человеком, позволяет ему не только познать существующее, но и открыть новое.

И наш герой, в итоге, оказывается Элитой, а остальные люди — роботами.

Куда более уместное сочинение в свете описываемых проблем.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Рукоголовый мистер Рипли умеет учиться жить":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Avensis: Ее учили делать приятно

В тесте участвуют автомобили: Toyota Avensis Эта машина способна угодить водителю с любым темпераментом. Услада души моей Вот уж не ожидал!

» Японские автомобили - 2879 - читать


Chery Tiggo, Toyota Rav 4, Hyundai Tucson: Учиться, учиться и учиться

В тесте участвуют автомобили: Chery Tiggo, Toyota Rav 4, Hyundai Tucson Посмотреть другие фото (22) Японскому автопрому семь десятилетий. Корейский младше на четверть века.

» Японские автомобили - 4017 - читать


Suzuki тоже хотят жить! Активно

Автомобили Suzuki отныне будут продаваться под слоганом «Way of Life», что значит «Путь Жизни». Однако японцы решили не ограничиваться рекламой, вдалбливая покупателям в голову, что именно их автомобили наиболее «активные и спортивные». Для той цели инженеры Suzuki создали целый комплект «наглядной агитации», который был назван «Suzuki Live Series».

» Корейские автомобили - 2002 - читать


ГАЗ 2217 Баргузин: «Баргузина» я б купил - жизнь меня не учит...

В тесте участвуют автомобили: ГАЗ 2217 Баргузин Посмотреть другие фото (8) Выбор даже среди доступных отечественных моделей сегодня весьма разнообразен. Какую предпочесть?

» Немецкие автомобили - 35403 - читать


Крошечный червяк учит жить человека

Американские ученые обнаружили в клетках крошечного червя белок-протеин, который отвечает за процесс старения. По их мнению, аналогичный биологический "секундомер" есть и в организме человека. Этот белок, условно названный DAF-16, регулирует скорость восстановления на клеточном уровне.

» Открытия и изобретения - 1266 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Рукоголовый мистер Рипли умеет учиться жить

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru