Наверное, несложно смастерить робота, который сумеет подняться по лестнице. А постройте-ка совсем глупое создание, которое изначально не знает и не умеет вообще ничего, но постигает окружающий мир под руководством человека.
Понятно: робот, запрограммированный на решение раз и навсегда очерченного круга задач именно что "робот", лишённый всяких зачатков искусственного интеллекта.
Чтобы достичь определённых успехов на жизненном пути, эта машина должна уметь самообучаться и делать соответствующие выводы.
Среди прочих, созданием такого устройства занимаются в Массачусетском Технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology MIT), одной из главнейших мировых кузниц научных кадров.
Руководит трудами 34-летний профессор знаменитой институтской медиа-лаборатории Дэб Рой (Deb Roy), с самого детства одержимый проблемами робототехники.
Робота зовут Рипли (Ripley). Как ни странно, такое название он получил вовсе не из-за фильма, обыгрываемого в заголовке, а по имени героини другой кинокартины лейтенанта Эллен Рипли (Ellen Ripley) из блокбастера "Чужие" (Aliens).
А это "чужой". Не нахожу никакого сходства (фото с сайта fantascienza.com). |
Такие ассоциации могут натолкнуть вас на мысль, что в секретной массачусетской лаборатории ваяют какого-то злобного монстра. Ничуть.
Рипли, хоть и наделён некоторыми способностями, представляет собой существо совершенно безобидное. Хотя, определённое внешнее сходство с инопланетными врагами лейтенанта всё же имеется.
Да и устроен наш робот довольно примитивно, в отличие от носителей внеземного разума. Напоминает робота-руку, только недоделанную имеет всего семь степеней свободы.
Очень тонких манипуляций от робота и не ждут. Движениями Рипли руководит микроконтроллер PC104, связанный с компьютером, работающим под Linuх.
Система наблюдения робота за окружающей действительностью включает в себя стерео-микрофон и цветную видеокамеру, а также всякие контактные сенсоры.
Кроме этого, Рипли оснащён датчиками усилия, позволяющими не просто фиксировать его положение в пространстве, но и измерять "тяжесть" тех или иных предметов.
Моя творческая лаборатория (фото с сайта media.mit.edu). |
Ещё одна составляющая Рипли языковая. Предполагается, что робот будет понимать человеческий язык, постоянно анализируя новые слова, сопоставляя их с услышанными ранее, и с увиденным через свои телеобъективы.
Более того, создатели надеются, что Рипли окажется способным учеником и сможет осваивать новые языки, не обладая никакими предварительными познаниями, путём самостоятельного анализа их словаря и грамматики на конкретных примерах из личной жизни.
Вдобавок, робот, разумеется, оснащён речевым синтезатором, надо же как-то с ним общаться.
Вся аудиовизуальная информация, получаемая роботом, попадает в главную ассоциативную систему. На этом уровне происходит анализ внешнего мира и установление связей между его различными составляющими.
Понятно, что без исчерпывающих наставлений инструктора, сам робот ничего не узнает. Поэтому, для его обучения используется инструментарий лингвистов, педагогов и специалистов по детской психологии.
| ||
Не будем притворяться и делать вид, что в точности понимаем, как всё это работает. Ну, не доводилось применять в практике повседневного распознавания речи скрытые марковские модели (Hidden Markov Models НММ), и что такого?
Тем более, что и конструкторы робота, за своими алгоритмами решения конкретных задач и системным подходом к проблеме, пока не видят путей достижения конечного результата. Хотя, "правильная" математика многое может сделать на уровне чистых абстракций.
Но вот что интересно. Этот публикация, возможно, и не появилась бы, если б не объёмистая статья Майкла Вэлпи (Michael Valpy), обозревателя по духовным вопросам авторитетной канадской газеты The Globe and Mail .
Упомянутый журналист посетил научную лабораторию, в которой обучали Рипли, и пришёл в совершеннейший восторг. А после погрузился в тяжкие раздумья.
Сначала о восторге, потом о раздумьях.
Что же произвело такое впечатление на не искушённого в робототехнике зрителя?
То, например, что Рипли может по просьбе оператора взять лежащую перед ним большую синюю подушку. Да ещё и задать человеку уточняющий вопрос: какую именно? не видишь, что ли здесь полно больших синих подушек.
Уже сыт по горло вашим Lego (фото с сайта media.mit.edu). |
Дело в том, что никто не внедрял в программное обеспечение робота знание о больших синих подушках, как собственно и само значение этих слов. Уверяем, если б Рипли в десять ходов выиграл у журналиста в шахматы это не имело бы такого эффекта. Да и не выиграет, поскольку ещё не научился.
Что робот умеет, можно увидеть своими глазами: на этой странице три видеоролика, посмотрите по возможности.
А ещё впечатлило то, что Рипли понимает слово "тяжело" и может оценивать насколько, несколько раз подняв-опустив металлический брусок. Так ведь, если функцию какую-нибудь запрограммировать, он и боль будет чувствовать?
Будет, конечно, но совсем не так как человек. Но человека и не волнует как: не может он себе этого представить.
Зато учёные надеются со временем обучить Рипли абстрактным понятиям. Например, слово "правосудие" можно связать со словами "обман" и "причинять боль".
Часто сама структура языка помогает роботу усвоить новый термин. По мнению разработчиков, все нелингвистические аспекты человеческого восприятия, так или иначе, привязаны к тому, как мы говорим. Геном человека это его язык.
Все эти материи естественным образом подталкивают обозревателя к философическим раздумьям о совершенном "метафизическом" Рипли и вопросам о том, что есть сознание и эмоции, применительно к роботам.
Пустое это занятие. Лучше уж сами роботы, когда подрастут, решат свои проблемы.
| ||
Вот это действительно важно, а остальное не наше дело. В конце концов, если робот как-то про себя понимает слово "мой" он и есть искусственный интеллект, на чём вполне можно остановиться.
Вспомнить же лучше другое произведение Азимова — "Академия". Сюжет, вкратце, таков:
В будущем, путём несложных тестов, за пару минут можно будет определить предрасположенность человека к определённой профессии, и ещё за пару минут, под гипнозом, "закачать" в него всю требуемую сумму профессиональных знаний и навыков (типичный пример примитивного программирования).
Но, герой романа, по результатам тестирования, признаётся умственно отсталым, ни на что не годным, не способным получить хоть какую-то специальность.
Его отправляют в приют для придурков, а в качестве последней надежды предлагают учиться по-старинке, самостоятельно, путём чтения книг. Только времени на это нужно потратить несравнимо больше, чем на гипноз почти всю жизнь.
Ну а в конце, натурально, выясняется, что только такое обучение и делает человека человеком, позволяет ему не только познать существующее, но и открыть новое.
И наш герой, в итоге, оказывается Элитой, а остальные люди роботами.
Куда более уместное сочинение в свете описываемых проблем.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru