Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Снежный крейсер произвёл фурор и канул в Антарктиде

 

Снежный крейсер произвёл фурор и канул в Антарктиде

 

 

Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли. Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах.

загрузка...

 

 

Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция "Антарктического снежного крейсера" (Antarctic Snow Cruiser).

После драматической экспедиции Поултер присоединился к специалистам исследовательского Фонда технологического института Иллинойса (Research Foundation of the Armour Institute of Technology; ныне IIT) и убедил своих новых коллег в необходимости создания нового транспортного средства для освоения Антарктиды. На её территорию, кстати сказать, в то время претендовали разные страны, надеясь отыскать подо льдом и присвоить природные ресурсы.

Перед путешествием в Антарктиду машину проверяли на способность преодолевать трещины в ледниках. За неимением оных испытания проходили в отдалённо схожих условиях. Получалось, вроде, не так уж плохо (фото с сайта joeld.net).

Перед путешествием в Антарктиду машину проверяли на способность преодолевать трещины в ледниках. За неимением оных испытания проходили в отдалённо схожих условиях. Получалось, вроде, не так уж плохо (фото с сайта joeld.net).
И когда Соединённые Штаты, как обычно решившие стать лидерами в гонке за природными богатствами, в 1939 году объявили о планах по отправке третьей антарктической экспедиции, Поултер, на тот момент уже более 2 лет вынашивавший идею "Крейсера", примчался в Вашингтон и вышел к властям с заманчивым предложением.

Он сказал, что есть проект уникальной машины. Её постройка обойдётся в $150 тысяч, но это будут средства частных инвесторов — Поултер уговорил больше 70 американских компаний пожертвовать рабочую силу, материалы, и оборудование.

Готовый Snow Cruiser автор концепции пообещал предоставить правительству "взаймы", если оно покроет затраты на операцию по переброске транспортного средства в Антарктиду и обратно, после чего вернёт "Крейсер" в распоряжение Фонда.

Чиновники от этой идеи пришли в восторг, и 8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

24 октября того же, 1939 года почти законченный (!) "Крейсер" начал своим ходом почти 1700-километровое путешествие в Бостон, где его прибытия ожидало судно "Полярная звезда" (North Star). Заметьте, если бы Cruiser не прибыл вовремя — к 15 ноября — на палубу корабля он бы не попал.

В антарктическом доме на колёсах нашлось место и для пяти человек, и для всего им необходимого. В том числе — для самолёта (иллюстрация с сайта joeld.net).

В антарктическом доме на колёсах нашлось место и для пяти человек, и для всего им необходимого. В том числе — для самолёта (иллюстрация с сайта joeld.net).

Длинный поход был богат самыми разными событиями. Невероятная ярко-красная машина получилась настолько огромной, что дороги, по которым она ехала, приходилось перекрывать, убирая с них весь остальной транспорт. Должно быть, самое время описать этого монстра.

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 "лошадей", а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что "Крейсер" сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на "спине" Cruiser планировалось разместить самолёт!

\\'1

1 ноября 1939 года. Редкий цветной снимок: "Крейсер" въезжает в Огайо (фото с сайта thule.org).

В дополнение к кабине, транспортное средство имело ряд помещений, в том числе цех, кухню и комнаты для жилья, которые по комфортабельности могли соперничать со многими довоенными бунгало.

В тыловой части "Крейсера" были предусмотрены складские площади для топлива, запасных шин, пищи и воды, запасов которых, по идее, должно было хватить, как минимум на год (да, антифриз, охлаждавший двигатели, также проходил через радиаторы в жилых помещениях, чтобы обогревать их).

Таким образом, согласно первоначальному плану, Antarctic Snow Cruiser был мобильной антарктической базой, на которой могли бы со всеми удобствами жить и работать несколько исследователей.

Но, как вы помните, "Крейсеру" сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, "автопробег" неизменно собирал на маршруте огромные толпы.

Куда бы ни заезжал Antarctic Snow Cruiser по пути в Бостон, везде его неизменно встречали восторженные толпы (фото Richard C. Schmal с сайта lowellpl.lib.in.us).

Куда бы ни заезжал Antarctic Snow Cruiser по пути в Бостон, везде его неизменно встречали восторженные толпы (фото Richard C. Schmal с сайта lowellpl.lib.in.us).

В Нью-Йорке Поултер сделал небольшую остановку, чтобы группа слепых детей смогла прикоснуться к машине. В Спрингфилде больные дети вскочили с больничных коек и, невзирая на холод, выбежали на улицу, чтобы встретить это красное чудо.

Ну а кульминации встречи с публикой достигли уже у самого Бостона, в городе Фрэминхеме (Framingham), который туристы со всей страны фактически зажали в кольцо 70 тысячами автомобилей.

\\'Во

Во время движения огромной машины с дорог убирали весь транспорт. Присутствие в кадре мотоциклиста не говорит о "помиловании" двухколёсного транспорта — это эскорт (фото с сайта joeld.net).
Наконец, 12 ноября "Крейсер", по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу "Полярной звезды". Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

Не обошлось без происшествий и на этот раз. Однажды ночью волнения на море чуть было не стали причиной потери машины — её едва удалось удержать на цепях.

С грехом пополам судно прибыло в Антарктиду 11 января 1940 года, и начался поиск подходящего места для выгрузки "Крейсера".

12 января "Полярная звезда" бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.

Выгрузка в Антарктиде (фото с сайта joeld.net).

Выгрузка в Антарктиде (фото с сайта joeld.net).

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию "полным провалом", а саму машину окрестили "динозавром на колёсах". Оставшиеся с "Крейсером" члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Несколько месяцев спустя начало сказываться приближение антарктической зимы. Вконец расстроенные члены экспедиции решили сделать из машины стационарную базу для зимовки. Они укрыли "Крейсер" деревьями, засыпали снегом…

И тут оказалось, что получилось совсем неплохо: Cruiser отлично обогревался, так что команда могла спать, укрывшись самыми лёгкими одеялами. Учёные экспедиции даже провели небольшую серию научных экспериментов.

Скучная, долгая и тёмная зима пришла вместе с новостями о войне в Европе. Поскольку Америка готовилась к возможному участию во Второй Мировой, антарктическая служба лишилась всего финансирования.

Стало ясно, что третья экспедиция не будет, как было запланировано, многолетней. Хотя находящийся в Штатах Поултер продолжал твердить о модификациях, которые могут оживить машину, команда покинула Антарктиду в начале 1941 года, бросив "Крейсер" на произвол судьбы. Война заставила людей быстро о нём забыть.

Томас Поултер в 1948 году устроился в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute; ныне SRI International), где и проработал до самой своей смерти в 1978-м, занимаясь самыми разными исследованиями, от взрывчатых веществ и баллистики до коммуникаций между морскими животными.

\'Возможно,

Возможно, пингвинов в Антарктиде "Крейсер" и позабавил, но людей — сильно разочаровал (Ray D. Gottfried с сайта thule.org).

В 1958 году учёные из международной организации IGY установили точное местонахождение "Крейсера", отправились в Антарктиду и откопали машину. В ней они нашли кипы старых журналов, обрывки бумаг и сигареты. Посмотрели и уехали.

Остаётся только догадываться, что после этого случилось с необычайным транспортным средством. Приблизительное его местоположение известно, но Cruiser никто никогда больше не находил. А, быть может, и не искал.

По одной из версий, машина оказалась на плавучей льдине, вышла на ней в море и утонула. Другой, более интригующий для американцев вариант — это возможное попадание "Крейсера" в руки СССР. Что, конечно, крайне маловероятно, ведь русские при вывозе машины должны были столкнуться с теми же самыми трудностями, что и члены экспедиции из США.

По мнению специалистов, "Крейсер" никак не повлиял на развитие машин для Антарктиды. Ведь в течение многих лет и по сей день самые эффективные транспортные средства для снега передвигаются на гусеницах. Но что-то полезное в истории со Snow Cruiser можно найти, правда?

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Снежный крейсер произвёл фурор и канул в Антарктиде":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Land Cruiser: Непотопляемый крейсер бездорожья

В тесте участвуют автомобили: Toyota Land Cruiser Посмотреть другие фото (3) "Тойота-Ленд-Круизер-100" выпускается с 1998 года и по сей день пользуется в России огромным спросом. И неудивительно: ведь по совокупности качеств "сотка" до сих пор остается, пожалуй, лучшим тяжелым вседорожником.

» Японские автомобили - 3553 - читать


Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser Prado: Переходим к снежным процедурам

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser Prado Посмотреть другие фото (12) Дорогие, престижные, комфортабельные и очень популярные – обе эти машины по-настоящему универсальные вседорожники. Новый царь?

» Японские автомобили - 6498 - читать


Toyota Land Cruiser: Золотой юбилей Сухопутного крейсера

В тесте участвуют автомобили: Toyota Land Cruiser Единственное, чего не хватает современным автомобилям, чтобы считаться произведениями искусства, – эксклюзивности. Но из любого правила есть исключения.

» Японские автомобили - 2990 - читать


Suzuki Jimny: Снежный барсик

В тесте участвуют автомобили: Suzuki Jimny Он родился на пляже, но и на снегу чувствует себя как дома. "Сегодня в столице ноль - минус два градуса, ветер юго-восточный, 7-10 метров в секунду, временами снег, на дорогах гололедица…" Да уж, вижу, вижу. За частящими "дворниками" вразнобой пикируют здоровые белые мухи, подвывает ветер.

» Познавательное про авто - 2636 - читать


Снежный ком: краткая история блогов

Потребовалось менее десяти лет для того, чтобы невинная забава программистов и графоманов превратилась в новый тип средств массовой информации. 1994 год. Начало новой эры.

» Общение в сети - 9329 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Снежный крейсер произвёл фурор и канул в Антарктиде

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru