В управлении авиации США (FAA) к создателям летающих автомобилей любят применять "проверку бабушкой" ("grandmother test"). Просто спрашивают: будете ли вы чувствовать себя комфортно, если мы посадим на заднее сидение нашу 91-летнюю бабушку?
В прошлый раз мы пообещали рассказать об учениках и последователях Молтона Тейлора, у которых, как ни странно, достаточно энтузиазма, чтобы строить гибриды самолёта и автомобиля. Слушайте.
Лето 1959 года.
Взлётно-посадочная полоса неподалёку от Вашингтона. Тейлор и его студент Эд Суини (Ed Sweeney) садятся в "Аэрокар": "Всё очень просто, фактически он летит сам. Когда оторвёмся от земли, я скажу что делать", проинструктировал Молт пилота, недавно окончившего среднюю школу.
С Тейлором в качестве пассажира на соседнем сидении Суини взлетает на скорости 88,5 км/час. "Хорошо, мы достаточно высоко, говорит пилоту Тейлор. Теперь давай поворачивать". Суини берётся за руль, и "Аэрокар" послушно выполняет манёвр. Приземление прошло гладко. "Теперь вези меня по полосе, когда соберешься остановиться, надави на тормоз".
Суини, конечно, получил удовольствие от полёта, но его роман с летающим автомобилем не был любовью с первого взгляда. Он вспоминает, что "Аэрокар" в то время по достоинству не оценил. Мысля, как говорится, пришла опосля.
| ||
Четвёртая модель "Аэрокара" Тейлора попала к Суини в ужасном состоянии – пришлось восстанавливать крылья и хвост. Но теперь он с удовольствием летает на этой машине и демонстрирует её на авиационных шоу.
При всём при том, ученик Тейлора у себя в Колорадо строит в ангаре машину AEROCAR 2000 и говорит: "Я думаю, что мы не можем без этого жить. Мной движет вера, что это должно быть сделано. Если мы не сделаем этого, то кто же ещё?"
Свой "Аэрокар" он создаёт на базе британского двухместного родстера Lotus Elise. Суини отчего-то боготворит этот автомобиль и убеждён, что двигатель с турбонаддувом V8 Lotus объёмом 2,5 литра и мощностью 350 лошадиных сил создаст превосходное ускорение, подъём и скорость.
Оставляя летательный модуль в аэропорту, Lotus Elise выезжает на дорогу (иллюстрации aerocar.com). |
Суини, хотя и купил один из оригинальных "Аэрокаров" Тэйлора, по стопам своего учителя не пошёл – лётный модуль он в прицепе возить не собирается: модуль, а по сути, самолёт с трёхлопастным пропеллером, будет дожидаться водителя-лётчика в аэропорту, надеваясь на автомобиль наподобие гаража-ракушки.
Систем управления в AEROCAR 2000 аж две: электронная и механическая. Например, описывая первую систему, Суини упоминает GPS, геостационарные спутники, компьютер Pentium, LCD-дисплей и тому подобное.
| ||
Летать с весом в полторы тонны Суини собирается с максимальной крейсерской скоростью 270 км/час. Стоить его летающая машина должна тысяч сто долларов.
Никаких сроков конструктор не называет: непонятно, когда начал, и когда закончит.
Свой сайт Суини в последний раз обновлял в конце мая 2002 года, но никаких новостей о проекте нет вообще. Автора видели на аэрошоу с Lotus Elise без "оперения", но с макетом. Глядишь, лет через пять взмоет в небо с 91-летней бабушкой на борту.
А ещё есть такая компания Trans Air Systems (TAS), основанная Томасом Макнелли (Thomas McNally). Они, следуя по стопам Тейлора, задумали сделать летающий мотоцикл (Flying Motorcycle) под названием TAS-102.
Так, по идее, должен летать мотоцикл TAS-102 (иллюстрация space.com). |
Почему мотоцикл? Дело в том, что Макнелли заключил: это транспортное средство эффективнее, чем средний автомобиль, который, так или иначе, не возит больше двух человек за раз. А мотоцикл занимает меньше места на стоянке, более юркий и так далее. Концентрация на низком весе и низкой цене.
Таким образом, мотоцикл-самолёт лучший выбор прагматика для путешествий за пределами столичных центров. "Посещение бабушки превращается в забавную поездку", пишет Макнелли, по всей видимости, не знающий, что бабушку нужно сажать на заднее сидение.
А в таком виде должен ездить по дороге. Кстати, за рулём изображён сам Томас Макнелли (иллюстрация Trans Air Systems). |
Flying Motorcycle, собственно, на мотоцикл не похож ни капельки. Это двухколёсная машинка с двумя приставными шасси. Имеется тыловой трёхлопастный пропеллер. Крылья, а их четыре, снимаются и остаются в аэропорту, но если очень хочется, то можно буксировать их за собой.
TAS-102 рассчитан на водителя-пилота и одного пассажира. Возможен дополнительный пассажир – ребёнок, не иначе.
Двигателей два: мотоциклетный для дороги, небольшой самолётный для неба.
| ||
В заключение, хочется, тем не менее, сказать пару слов о том, что у летающих автомобилей без VTOL будущее, вполне возможно, есть. Причём, в некотором смысле, у них даже больше шансов, чем у вертикально взлетающих машин, так как "автосамолёты" используют имеющуюся инфраструктуру – аэропорты. Более того, для них создаётся новая сеть.
Имеется в виду программа SATS (Small Aircraft Transportation System) транспортная система на основе малой авиации, о которой мы писали.
Что страшного, если при наличии гибкой и высокопроизводительной компьютеризированной системы управления воздушным потоком и сети небольших аэродромов, водитель будет приезжать на взлётную полосу на своём самолёте?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru