Не за горами сессия. Остались позади морозы. "Читатель ждёт уж рифмы розы…" (А. С. Пушкин).
О чём мы? Да. Сессия. Сколько всего надо будет учить… И вот розы-то нам помогут. Хотя воспроизвести в домашних условиях опыты, что поставили недавно немецкие нейробиологи, будет затруднительно. Ну, что немцу – смерть, то русскому… Сами знаете.
Оказывается, аромат роз может существенно влиять на способность мозга упорядочивать пройденный урок и откладывать его в "отсеки" долговременной памяти. Только не спешите заливаться розовой туалетной водой или заставлять всю квартиру букетами – всё несколько сложнее. Тут весь секрет – в какие моменты этот самый аромат роз выдавать испытуемому. В какие? Давайте по порядку.
Отчёт о занятных опытах с запахами и памятью опубликовали в журнале Science Ян Борн (Jan Born), Штеффен Гайс (Steffen Gais) и Бьёрн Раш (Björn Rasch) из университета Любека (Universität zu Lübeck), а также Кристиан Бюкхель (Christian Büchel) из университетского медицинского центра Гамбурга-Эппендорфа (Universitätsklinikum Hamburg-Eppendorf).
| ||
Кроме того, надо вспомнить, что сладкой газировкой память уже улучшали, а про пресловутое обучение непосредственно во время сна (по методу персонажа фильма "Большая перемена"), то есть при помощи магнитофона и говорить нечего. Ну и? Осталось сделать логический шаг – как-то объединить все эти идеи.
Маленькое отступление. Есть в мозге такой участок – гиппокамп. Его учёные считают чем-то вроде записной книжки, куда заносятся кратковременные воспоминания о только что (скажем, за день) произошедшем. Во время сна гиппокамп "оживляет" воспоминания и перезаписывает эту информацию в другие участки мозга, туда, где всяческие "разбитые блюдца" и "площадь круга равна" будут лежать годами.
И вот, собственно, новый опыт, раскрывший потенциал запахов. Участвовали в нём 18 испытуемых (мужчин и женщин).
| ||
Сначала этот запах выдавался людям в виде фона, непрерывно присутствующего в процессе обучения. Затем, когда подопытные ложились спать, этот запах подводился к ним вновь. Но только не всю ночь подряд. А исключительно в фазе, известной как медленноволновой сон.
Оказалось, что с таким подкреплением испытуемые помнили на следующий день 97% картинок, а без розового запаха ночью – только 86%. Разница статистически значимая. Причём, заметьте, работало именно такое сочетание: розовый аромат в момент обучения – тот же фон в медленной фазе сна.
Если при обучении испытуемого запах роз отсутствовал, то, как показал опыт, этот приятный запах, выдаваемый человеку во время сна, никакого эффекта на память не оказывал. Аналогично, запах роз, присутствующий при обучении, но без повтора его следующей же ночью – также не имел никакого значения для работы памяти.
И даже если запах роз имел место быть во время учёбы, но во сне его давали в быстрой фазе (фаза быстрого движения глаз или фаза сновидений) – также никакого улучшения усвоения не наблюдалось.
Не оказывал запах роз влияния на запоминание материала и в том случае, если его давали испытуемым после обучения, но ещё до сна – во время бодрствования.
Наконец, выяснилось, что не имело никакого смысла давать запах роз непрерывно всю ночь подряд (хотя он тогда попадал периодически и на нужную, медленную фазу сна). Дело в том, что к постоянному запаху человек привыкает и перестаёт его замечать.
Но попасть в нужную фазу сна исследователям было легко, благо спали подопытные в лаборатории и, соответственно, к ним был присоединён монитор мозговой активности.
Интересно, что данный эффект роз работает только с так называемыми декларативными воспоминаниями, к каким следует отнести картинки и, наверное, слова. Процедурные же воспоминания, то есть воспоминания о собственных моторных действиях, этому влиянию не подвержены, говорят авторы работы, так как в закреплении подобных воспоминаний гиппокамп практически не участвует.
Увы, научиться играть на пианино, переставляя из гостиной в спальню вазу с розами – у вас не получится.
| ||
Кстати, почему запах роз не срабатывал, если его выдавали после учёбы, но до сна? Учёные говорят, что во сне гиппокамп более чувствителен.
Возникает вопрос – нельзя ли для ночного напоминания об уроке применять другие стимулы – звук, скажем? Не исключено и это. Вот только "ароматы особенно подходят для такого опыта, так как они, во-первых, чрезвычайно эффективно вызывают воспоминания, и, во-вторых, не оказывают почти никакого мешающего влияния на сам сон", пишут немецкие исследователи.
Да уж, розы куда приятнее бубнящего всю ночь магнитофона. А ещё в прошлом году Борн обнаружил, что механизм памяти можно стимулировать слабым током, подводимым к мозгу (вот публикация Яна и его коллег в Nature). О том же самом, если не считать деталей, говорили другие исследователи ещё раньше.
Но, согласитесь, кто же рискнёт ради сессии подставлять голову под ток? Пусть и слабый. Так что, студенты, готовьте охапки роз. Только не забудьте о фазе сна, когда его, сон, и нужно "окрашивать" в розовый.
Статья получена: Membrana.ru