Пока политики говорят, что чистые автомобили ждут нас где-то через годы – автолюбители заявляют: "Посмотрите в наши гаражи". В Калифорнии сформировалось движение за самостоятельное "озеленение" машин. Неэффективно? Зато эффектно – всего литр бензина на сотню километров.
Неужели такой удивительный расход топлива достижим не на одноместном концепткаре, а на большом пятиместном хэтчбеке "из магазина"?
Да.
California Cars Initiative (нужен ли перевод?) или для краткости CalCars это некоммерческая общественная инициатива (проект) жителей залива Сан-Франциско по самостоятельной переделке своих автомобилей-гибридов в так называемые "подключаемые гибриды" (plug-in hybrids), то есть – способные подзаряжаться от бытовой сети.
Помогают автовладельцам как отдельные инженеры, так и небольшие фирмы, поставляющие комплекты для модернизации гибридов и в первую очередь Toyota Prius II.
Как мы коротко рассказывали, речь идёт о монтаже дополнительных аккумуляторных батарей и вмешательстве в программу управления силовой установкой, чтобы позволить машине как можно дольше двигаться только на батареях, а уже после их сильной разрядки – гибридным способом.
Отсюда и невиданные показатели экономичности, о которых пишут СМИ часть энергии эти машины получают из бытовой розетки.
Некоторые умельцы из Калифорнии рапортуют даже о достижении расхода в 0,94 литра на 100 километров! Но туманно называют такие машины "опытными", а вот калифорнийская компания Energy CS продаёт комплекты для Prius, снижающие его расход до 1,02 литра на 100 километров (ранее они же сообщали о достижении планки в 1,3). Правда, цена такой переделки – порядка $12 тысяч.
| ||
Учитывая, что энергия в розетке берётся, в значительной степени, от тепловых электростанций – кажется, что все заявления о "борьбе за чистоту воздуха" граждан, составляющих группу CalCars – шутка или заблуждение.
Но не всё так просто. Давайте разберёмся.
Вот один из владельцев переделанного автомобиля Prius – Рон Грембан (Ron Gremban). Когда поездки мистера Грембана не превышают нескольких километров (в крайнем случае десяток-другой) в день – экономичность его автомобиля составляет 2,94 литра бензина на 100 километров. А это машина, сопоставимая по размерам с ВАЗ-2110.
В его авто есть кнопка, запрещающая электронике запуск ДВС. Ну а когда уже электричество "не тянет" – Грембан переходит на штатный режим работы, который и задумывался японскими инженерами для этой машины.
Нужно добавить, что по американскому городскому циклу стандартный Prius расходует примерно 5,23 литра на 100 километров. К такому расходу машина и приходит, когда кончается запас энергии, взятый из сети.
Тут многое зависит от объёма поставленных внештатных батарей (тут уже предлагаются самые разные варианты, по весу, размерам, типу – никелевые или литиевые и так далее). Вот Грембан потратил $3 тысячи на переделку своей машины. И это считается ещё по-божески.
Кстати, школьная задачка: через сколько километров (лет) он оправдает эти затраты за счёт экономии на бензине (с учётом, заметим, стоимости электричества из сети)?
Очевидно, чем так мучиться – лучше купить малолитражку по цене вдвое-втрое ниже, чем "хакнутый" Prius – сэкономленных денег должно хватить на бензин на много-много лет.
| ||
Ещё они говорят об уменьшении зависимости своей страны от импортной нефти. Неудивительно, что таких сознательных американцев начали поддерживать некоторые политики, заговорив о правительственных инвестициях в "подключаемые гибриды".
Добавим также, что в США немало людей переделывают свои бензиновые авто в чистые электромобили. Чистые – в смысле совсем без ДВС. Выкидывают бензиновый мотор, подсоединяют электромоторы мощностью 40-100 лошадиных сил к штатной трансмиссии, ставят батареи в багажник (чаще самые дешёвые – свинцово-кислотные) – и вперёд.
Благо, масса компаний продаёт комплекты для такой переделки. Иной раз в электрические превращают не крошечные городские малолитражки, а престижные спортивные авто. Кто-то в Америке ездит сейчас, к примеру, на полностью электрическом Chrysler Crossfire.
Но поскольку пробег на одной зарядке таких машин мал, об этом движении говорят меньше, чем о "подключаемых гибридах".
| ||
Вроде – копейки, по сравнению с мощностью ДВС. Но, ведь и ДВС работает на полную мощность далеко не всегда. Потому автор новации – инженер Стив Лапп (Steve Lapp) рассчитывает на экономию топлива, которая будет заметна. При неспешной езде и на небольшие расстояния. Разумеется, летом, пока Солнце ярко светит.
Конечно, японские промышленники не поставят на свою серийную машину такую громоздкую и неказистую штуковину. Но это и неважно.
Главное, что частники делают шаги, о которых автостроители только подумывают. Симптоматично, что очень большая группа людей решила не ждать, пока автогиганты осчастливят их суперэкономичными машинами.
Как говорится в одной телепередаче "А вам слабо?".
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru