В первых "Звёздных войнах" воображение зрителей будоражил Sandcrawler, огромный "дом", передвигающийся на множестве гигантских гусениц. Но мало кто знает, что когда создавался знаменитый фильм Лукаса, в Германии строили самодвижущийся "объект", намного превосходящий по размерам фантастический песчаный корабль.
Это чудовище построено германской компанией ThyssenKrupp Fordertechnik в далёком 1978 году, но до сих пор остаётся самым большим экскаватором в мире, продолжающим работать на одном из угольных карьеров Германии.
Зовут его Bagger 288. Его вес составляет примерно 13,5 тысяч тонн, длина 240 метров, высота 96 метров (примерно как 35-этажный дом), а ширина 46 метров.
Bagger по-немецки это экскаватор, в данном случае роторный.
Один только ротор, которым этот монстр срезает угольный пласт, способен внушить трепет.
Он имеет диаметр 21,6 метра (это 8-этажный дом), состоит из 18 ковшей по 6,6 кубометров каждый. Это колесо делает по 48 оборотов в минуту.
За день он перелопачивает 240 тысяч кубометров породы, что примерно соответствует наполнению чаши футбольного стадиона на высоту 10-этажного дома.
В сиреневом вечернем мареве стальной исполин сотрясает почву и удивляет зевак (фото с сайта rwepower.com). |
Одним из самых любопытных моментов в конструкции является энергообеспечение гиганта. Какие двигатели могут стронуть его с места? Оказывается и гусеницы, и ротор и прочие механизмы в действие приводит сонм электромоторов, общей мощностью в десятки мегаватт как у небольшого города.
Эту энергию экскаватор черпает из промышленной энергосети по длинному толстенному кабелю.
Ну а если машине нужно переехать на новый участок работ? Это целая занимательная история.
| ||
Говорить о перемещении в пределах карьера неинтересно. В жизни этой машины был один случай, когда она своим ходом переехала на 22 километра из одного угольного карьера в другой.
Прямо через поля, федеральные автотрассы, несколько мелких шоссе и речушек, линии электропередач и одну железнодорожную линию.
Это было в 2001 году, когда суперэкскаватор впервые сменил место работы карьер Hambach на карьер Garzweiler.
Так вот. На борту Bagger 288 есть огромная катушка с силовым кабелем, длиной один километр. По мере движения его подключали к различным участкам промышленной электросети.
288-й за работой (фото с сайта krupp-foerdertechnik.com). |
Нужно сказать, что благодаря 12 гусеницам шириной по 3,8 метра, давление монстра на грунт составляет 1,7 килограмма на квадратный сантиметр, так что колосс вполне мог идти по полям.
Но, что интересно, нужные участки заблаговременно засеяли травой. Чтобы почва во время дождей не перенасыщалась влагой и сохраняла несущую способность. А во многих местах ещё и насыпали песчаные "подушки".
Дороги и железнодорожную ветку засыпали песком и щебнем высотой в метр, при этом движение останавливали всего на полдня так быстро насыпали и удаляли гравийные "подушки". Речушки также засыпали камнями.
Многодневное движение суперэкскаватора по полям мимо городков и деревень привлекало много любопытных. Хорошо виден барабан с кабелями питания (фото с сайта rwepower.com). |
Кабели ЛЭП, под которыми, конечно, не мог пройти такой гигант демонтировали и сразу ставили назад, как только монстр проезжал мимо. На это время поставщики энергии направляли её к потребителям по альтернативным сетям.
В общем справились за 3 недели. Это быстро, если учесть, что у Bagger 288 максимальная скорость составляет 10 метров в минуту.
Кстати, в тот знаменательный переход путешествие из карьера в карьер совершали сразу два роторных экскаватора, но собрат нашего героя был несколько меньше и более чем в полтора раза легче, так что его поступь не вызвала такого ажиотажа.
Так выглядит обстановка с места экскаваторщика (фото с сайта rwepower.com). |
А вот перемещение Bagger 288 собирало днём и ночью сотни зевак.
К описанию машины нужно добавить, что одновременно на нём работает смена численностью в четыре человека. Всего смен три, так что колосс работает круглосуточно.
Это два экскаваторщика, сменяющих друг друга, координатор ленточных конвейеров, поставляющих уголь от ротора к месту погрузки, и глава отряда.
Чтобы во время многочасовой смены им не приходилось спускаться с небес (а как ещё назвать колосс высотой со скромный небоскрёб) на землю прямо внутри экскаватора устроена кают-компания с туалетом и кухней, большим запасом воды.
Ещё один кадр со знаменитого рейда. Машина шла и ночью (фото с сайта holarchy.com). |
Работа эта не так проста: нужно следить, чтобы ковши оптимально наполнялись, стенки разреза шли ровно и не обрушивались, чтобы ротор не повредился посторонними включениями (твёрдыми породами, которые встречаются в пластах) и так далее.
Пока один экскаваторщик "воюет с углём", второй не сидит без дела он обходит машину по многочисленным лестницам и переходам, следит за состоянием механизмов, что-то подправляет и чистит.
Обычные экскаваторы и бульдозеры на фоне горы 288-го просто теряются (фото с сайта holarchy.com). |
В общем, сработанная немцами машина, вызывает уважение. Это одно из тех сооружений, которые почтительно именуют "настоящая сталь Круппа". Помните пушки-сверхгиганты Первой и Второй Мировых войн? Видимо, пригодился тот опыт.
И сделана машина буквально на век по прогнозу специалистов, если не будет непредвиденных обстоятельств, этот экскаватор проработает до своего сотого дня рождения.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru