Классическое искусство не могло ввести в заблуждение зрителя. Конечно, некоторые художники позволяли себе оптические трюки, но дальше этого не шло. Сейчас же появились интерактивные произведения, сделавшие многое непонятным. Теперь не поймешь элементарного – что тут пространство, что звук, а что свет.
Об интерактивности впервые заговорили ещё в 1960-х годах, применительно к вычислительным машинам.
Точнее, к тому факту, что учёному приходилось вмешиваться в работу компьютера, которая поначалу была автономной. Постепенно интерактивность стали понимать саму по себе – независимо от того, с кем или чем взаимодействует человек. В частности, этому способствовало появление и развитие новых явлений в искусстве, например, перформансов или так называемого кинетического искусства, требовавших обязательного участия зрителя.
Но где-то в 1970-х посетителей выставок и представлений участие в проектах перестало интересовать. Именно тогда художники стали создавать видео-инсталляции, которые открыли новые возможности для интерактивности. Добавление различных технологий позволило сделать инсталляциями "зависимыми" от поведения зрителя, а значит, и более привлекательными.
А недавно нидерландский Институт медиа-искусства (Het Nederlands Instituut voor Mediakunst) решил собрать некоторых из наиболее характерных представителей интерактивного арта на своей экспозиции под названием Sensorium.
Подобранные инсталляции не могут не заинтересовать посетителя. Оно и понятно – как не привлечёт к себе внимания произведение искусства, которое постоянно "занимается" тем, что переводит чьи-то произвольные движения в образы, звуки, тексты или в другие жесты. Всё это увлекательно до такой степени, что посетитель становится больше чем просто зрителем.
Бродя по экспозиции со "светоприёмниками" в руках, люди с удивлением понимают, что пространство и звук – это, в сущности, одно и то же (фото с сайта evdh.net). |
Чтобы в этой инсталляции появился хоть какой-то смысл, посетителям раздают специальные устройства со световым датчиком и наушниками. Это устройство будет улавливать свет и преобразовывать его в звук. "Светоприёмник" как замена радиоприёмника.
Все лампочки светят немного по-разному, а значит, то, что слышно в динамиках, будет зависеть от того, в каком балансе находятся между собой излучения от каждой из них. Но если приёмник перемещать, то будет получаться какая-то звуковая композиция. Выходит, что звук динамически меняется в зависимости от движения человека (кстати, мы недавно посвятили отдельную статью похожей тенденции в искусстве).
| ||
Казалось бы, чего тут интересного – практически тот же терменвокс. Но на самом деле это поверхностное сравнение. Ведь такие инсталляции не претендуют на "звание" музыкальных инструментов. Кроме того, это не приборы сами по себе. Каждый из них занимает немало места, ненавязчиво внушая посетителям, что звук, движение, пространство, свет – не такие уж и разные вещи: они могут легко переходить друг в друга.
И Sound Modulated Light, и Time Ring заставляют что-то делать посетителя. А вот инсталляция Лоренса Мальстафа (Lawrence Malstaf) Compass, наоборот, сама манипулирует посетителем. Получается, что она становится тем, что задумал автор, только во время взаимодействия с ней человека.
"Сердце" Compass – большое металлическое кольцо с магнитами внутри (его автор называет "ориентационной машиной"). Оно надевается на посетителя, который ходит по залу.
Прямо скажем, Compass этот ничуть ни на какой компас и не похож. Было бы намного точнее, если этот проект посвятили, например, балетной тематике (фото с сайтов ctrlaltdelete.org и 5daysoff.nl). |
| ||
Его проект Liquid 2.0 начал разрабатываться недавно, но уже завоевал звание культового. Хотя Liquid (или Vloeibaar на родном для Даана голландском) означает "жидкость", во всех пресс-релизах Liquid 2.0 называется не иначе, как "живой кокон".
Этот объект представляет собой группу загадочных устройств в форме колец с мягким удобным полом для сидения или лежания. В общем, смотрите фото.
Liquid 2.0 реагирует на движения и звуки, издаваемые посетителем, заходящим внутрь скульптуры. Цель инсталляции – менять свою форму по периметру в соответствии с тем, что скульптура "слышит" или "ощущает".
| ||
В отличие от многих двигательно-музыкальных устройств, скульптуры Роосенгаарде не реагируют звуками и не отвечают на звуки – они реагируют вообще. То, что от них получаешь в ответ – это реакция, но настолько неоднозначная, что он не может быть даже названная движением.
Общий вид 4d pixel. Стена стеной... (фото с сайта rotterdamsekunstenaars.nl). |
Что интересно, принцип, приводящий к такому соответствию звука и реакции, действительно существует – система работает не спонтанно. То, что она делает, зависит от настроек программного обеспечения, управляющего двигателями. Но как она работает – об этом зритель не может догадаться по внешнему виду, да ему это и не надо знать.
Главный эффект от 4d pixel: начав испытывать его реакции, люди долго не могут остановиться (фото с сайта axis-stuifmeel.nl). |
Для этой, как и для любой интерактивной скульптуры, в конечном счёте, самым главным оказывается достижение одного лишь результата: чтобы и скульптура, и человек составляли единое произведение, максимально гармоничное для обоих.
Статья получена: Membrana.ru