Художник-концептуалист Джонатон Китс (Jonathon Keats) из Сан-Франциско занят экзотической работой он вычисляет ДНК Бога. Китс сошёл с ума? Возможно. Но вот загадка: почему ему помогают учёные из нескольких университетов и институтов США?
Мистер Китс намерен доказать, что вера и наука не противоречат друг другу.
Сколько уже людей "сломало шею" на этом, скажем прямо, неблагодарном занятии. Но, думаем, курьёзное исследование художника заслуживает некоторого внимания.
Он пробует применить строгий научный подход к разрешению совершенно абсурдных вопросов. Если Бог создал людей по своему образу и подобию, применимо ли к нему понятие ДНК, и куда следует поместить Бога на современном древе жизни?
Разве не в его основание? Не совсем так. Китс рассматривает божественное с точки зрения биологии и полагает для этой категории сущего необходимо создать новую ветвь на дереве жизни.
Кстати, по научному это "растение" называется "филогенетическая карта".
Все живые существа на планете представляют крошечные листочки этого "дерева", а самая крупная единица деления дерева это три ветви: "Archaea", "Bacteria" и "Eucarya".
Гигантские животное и растительное царства части последней ветви.
Джонатон предложил назвать новую основную ветвь "Divinea" (включающую всех богов всех религий), а также ввёл новый вид Diveneus deus, подразумевая под ним монотеистического бога.
"Если Бог создал нас по своему подобию, значит в нас частичка его ДНК?" такова логика Ассоциации Божественной таксономии" (иллюстрация с сайта education.shu.edu). |
Теперь художник занят странным исследованием: он пытается выяснить, к какой из прежних ветвей генетически ближе новая "божественная" ветвь.
Вопрос не совсем уж абсурдный, если, конечно, принять игру с рассмотрением Бога как организма.
Если прав Дарвин, рассуждает Китс, Бог должен быть больше похож на цианобактерии (они же сине-зелёные водоросли) самый древний организм, из известных нам.
Если правы креационисты то люди (или, скажем, обычные плодовые мушки fruit fly) окажутся ближе к Богу по своему генетическому коду. Про сверхъестественные качества не говорим.
Бред? Похоже на то. Однако в затее художника приняли участие вполне серьёзные учёные зоолог Марк Моффет (Mark Moffett) из Смитсоновского общества (Smithsonian Institution) и генетик Том Клин (Tom Cline) из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley).
"Обычно, чтобы узнать положение вида на филогенетическом дереве, нужно проанализировать его геномом, без тени улыбки поясняет художник. Но никто, с кем я общался, увы, не имел образца ДНК Бога".
Тогда Китс придумал оригинальный ход. В чашки Петри и прочие пробирки исследователи поместили цианобактерии и плодовых мушек.
Пробирки с подопытными мушками. Как только авторы работы ухитрились их (мушек) поголовно пересчитать? (фото с сайта wired.com). |
Последние он взял из тех соображений, что биологически они куда ближе к людям, чем бактерии, а людей увы поместить в пробирки никак нельзя.
Зато и бактерии, и мушки отличаются быстрым воспроизводством, что важно для опытов.
Всего было четыре группы живых существ: цианобактерии подопытные и контрольные, мушки подопытные и контрольные.
Всех поместили в одинаковые условия (температура, свет), но подопытным давали слушать… записи молитв.
Разных: иудейских, мусульманских и христианских. Контрольные бактерии и мушки слушали всякую ерунду FM-радиостанции.
| ||
Каким образом? "Божественной мутацией". Но как понять, стали ли подопытные организмы хоть на малую капельку ближе к Богу? Как и в любом научном исследовании по признакам.
Из известных нам признаков Бога Китс выделил два всемогущество и вездесущность. Проверить могущество мушек и бактерий автор этого исследования не мог, зато приблизительным аналогом вездесущности посчитал темп воспроизводства.
Опыт продолжался семь дней и ночей, после чего соратники по "научной теологии" подсчитали число организмов в колбах и норму их воспроизводства.
Оказалось, и правда, одноклеточных водорослей и мушек, выставленных на семь суток под обработку молитвой, было намного больше, чем в контрольной группе (исходное их число было одинаковым).
Увы, соотнести между собой темп размножения мушек и цианобактерий друзья не смогли, а значит, не решили пока куда поместить Бога на дереве жизни. Но всё равно посчитали такое начало многообещающим и решили продолжить эксперименты.
| ||
Безотносительно результата дальнейших, столь же странных, опытов, Китс поясняет, что главная цель его деятельности заключается в другом: наглядно показать, что классическая наука и религия (а ещё точнее их представители) могут жить мирно и находить точки соприкосновения.
Ведь верующие, обычно, не признают научного подхода к вопросу что есть Бог, а учёные не считают религиозные догмы источником знаний.
Закономерно, впрочем, что пока Китс добился лишь одного случая яркого единения клерикалов и маститых учёных.
И те, и другие поспешили вылить на работу художника и его друзей-биологов ушат помоев.
Статья получена: Membrana.ru