Кажется, что в современном западном мире, где женщины могут пилотировать истребители или возглавлять крупные компании (а иной раз и целые государства) не осталось областей, где феминистки могли бы с полным правом развернуть боевые действия. Однако такая область есть, утверждает австралийская исследовательница.
В июне 2004 года доктор Джуди Вейсман (Judy Wajcman), социолог из австралийского национального университета в Канберре (Australian National University) выпустила книгу "Технофеминизм".
Стоп. Неужели женщин не пускают к предметам хайтека?
Да нет. Речь идёт о загадочной диспропорции полов в сфере проектирования всевозможных высокотехнологичных штуковин от сотовых телефонов до автомобилей.
Казалось бы, и в чём разница? Грамотный инженер-мужчина прекрасно справится с проектированием любого прибора для женщины будь то фен или кухонный комбайн.
Но Вейсман полагает, что вещь, спроектированная мужчиной для женщины и созданная женщиной для женщины это "две большие разницы".
В различных разработках и, в особенности, в области информационных технологий мужчины преобладают.
В результате, если взять такие проекты, как "умные дома", говорит исследовательница, то вы увидите типично мужской подход к делу кучу устройств для управления светом, энергией и непременно развлекательными устройствами, но минимальным вниманием к бытовым мелочам, призванным облегчить хозяйке дома её труд.
То же и с другими устройствами мужчины полагают, что с ними всё в порядке, но многие женщины хотели бы видеть нечто совершенно иное, и единственный способ решить проблему сделать так, чтобы женщины сами проектировали эти вещи.
Опять-таки, скажем с недоумением а кто мешает? Однако, как отмечают и другие коллеги Вейсман, если на какой-нибудь научной конференции один мужчина встретит другого он, скорее всего, начнёт расспрашивать его о работе, а если встретит женщину то наверняка уведёт разговор в сторону личной жизни, семьи и так далее.
В отделке интерьера женщины использовали кожу, шерстяные ткани, нубук и ряд материалов, нетрадиционных для автомобилей (фото с сайта conceptlabvolvo.com). |
Может, потому среди конструкторов или компьютерных специалистов (да, и среди учёных) женщины составляют заметно меньшую долю, чем сильный пол.
И неспроста появляются такие организации, как канадское общество Wired Woman Society или такие журналы, как Gender, Technology and Development.
Заметьте, речь не идёт о том, чтобы как следует выяснять желания женщин при проектировании того или иного устройства.
Речь о том, чтобы женщины принимали большее участие в разработке высокотехнологичных предметов.
Пороги у машины сдвигаются вниз, чтобы удобнее было садиться и выходить (фото с сайта autointell-news.com). |
Проект был полностью подготовлен женской командой (примерно 100 человек), и адресован он был, в первую очередь, женщинам.
Машина получилась не только красивая, но и с массой необычных фишек.
Чего же хотят женщины от автомобиля? Оставьте стандартные представления автоматическая коробка передач и куча бардачков, плюс ба-а-льшое зеркало в салоне.
Лёгкое хранение, эргономика и обслуживание ключевые идеи проекта.
Итак, YCC. Женщины не хотят беспокоиться об обслуживании. Так и сделали.
Масло в двигателе нужно менять лишь каждые 50 тысяч километров. Когда автомобиль нуждается в сервисе, он сам посылает беспроводное сообщение местной станции техобслуживания, которая перезванивает владелице машины и договаривается о визите.
Передний модуль машины спроектирован так, что может открываться лишь механиком на сервисе. Традиционного капота нет.
Система заправки топливом выполнена в стиле гоночного автомобиля. "Пистолет" заправщика входит в бак, приоткрывая шаровой клапан.
Рядом с горловиной бензобака горловина для… жидкости омывателя стёкол.
Ещё YCC легко мыть специальная краска в какой-то степени отталкивает воду и грязь.
Обратите внимание на комбинированную заправочную горловину слева на крыле (фото с сайта conceptlabvolvo.com). |
Комфорт в машине также на уровне.
Во-первых, концепция предусматривает визит покупательницы в дилерский центр, где с неё снимают мерку, как в ателье, и выдают персональный ключ от YCC, в котором "зашиты" все параметры.
После того, как ключ вставлен на место, машина сама настраивает всё, что только можно подстроить, так чтобы водителю был обеспечен и комфорт, и грамотный обзор.
| ||
Упомянем ещё приборную панель, на которую по умолчанию выводится всего три важнейших вещи скорость, как далеко ещё можно проехать на остатках топлива и указания системы навигации.
Многочисленными приборами пусть тешат себя мужчины, уверенные, что успеют осмотреть их все на скорости под 200. Заметим, инженеры давно задумывались чего хочет женщина. Японцы как-то даже измеряли длину женских ногтей, чтобы спроектировать удобные выключатели в салоне.
Но, кажется, никогда ещё самим женщинам не доверяли новый проект (пусть и концептуальный) от и до.
Как говорится с почином. Так что, опоздала Вейсман со своей книгой? Оказывается, попала в точку. Мужской шовинизм имеет место быть. И даже история YCC доказательство тому. Это не парадокс.
| ||
Были в фирме сотрудники, которые подвергали идею сомнению "Это вообще будет работать? Они действительно в состоянии сделать это?"
Они сделали. И тут возникает интересный вопрос: а неужели и среди мужчин не найдутся такие, кто скажет "эта машина как раз по мне"?
Правда, для этого нужно будет признать, что мужская тяга к самостоятельному копанию в машине, к бездне приборчиков, показывающих чего-то такое, о чём многие не имеют понятия и так далее, и тому подобное частенько бывает показной и напускной.
Марти Барлетта (Marti Barletta), американский эксперт по товарам для женщин, напутствуя женщин-инженеров из Volvo, когда они только затевали YCC, сказала: "Если вы оправдываете надежды женщин, вы превосходите ожидания мужчин".
Может, она права и технофеминизм принесёт в мир нечто новое и полезное, упущенное нами мужчинами?
Статья получена: Membrana.ru