Новая высадка на Луну потребует от человечества создания новых образцов космической техники. Видимо, вспоминая гигантские расходы на лунную программу 1960-х, "официальная" Америка обращается за помощью к небольшим частным компаниям в поиске наилучшего решения столь амбициозной задачи.
В январе 2004 года президент США Джордж Буш объявил новый великий поход на Луну.
Важную роль в достижении этой цели должен сыграть новый американский "Пилотируемый исследовательский корабль" (Crew Exploration Vehicle CEV), который со временем заменит нынешние шаттлы.
О возможных вариантах будущего основного космического корабля США и о крупнейших аэрокосмических корпорациях, участвующих в конкурсе NASA мы уже рассказывали здесь и здесь.
Нужно заметить, что хотя главное предназначение CEV вывод людей на околоземную орбиту (доставка их на МКС, в частности) в планах американского аэрокосмического агентства создание модификаций этого корабля, способного, так или иначе, поучаствовать в лунной и даже в марсианской пилотируемой программе.
NASA возложило выполнение этой цели на комплекс гипотетических средств под общей рубрикой "Созвездие систем" или "Система систем" она должна обеспечить пилотируемые и автоматизированные миссии к Луне, Марсу и дальше.
CEV-танкеры (иллюстрация с сайта transformspace.com). |
Первая спираль для него это предварительные демонстрации и опытные образцы. Затем в 2008 году будет выбран один подрядчик, чтобы строить CEV. Потом суборбитальные броски. 2011 год беспилотные лётные испытания на орбите. Наконец, первый пилотируемый полёт CEV. Он намечен на 2014 год.
Вторая спираль доставка людей на Луну не позже, чем в 2020 году. Третья спираль длительные посещения Луны с одновременной обкаткой технологий для марсианской миссии.
Такое спиральное развитие одного, в общем-то, проекта (то есть CEV) должно резко снизить технические риски, неизбежные при создании новой техники.
Но и это не всё. Снижение риска будет обеспечено параллельным развитием вовлечением массы участников с альтернативными идеями, иногда участников, к которым NASA ранее не обращалось.
| ||
В рамках "Созвездия систем" агентство уже разместило более 100 контрактов в разных компаниях и научных организациях только на технологические исследования. И, как выясняется, наравне с аэрокосмическими супергигантами в этой работе участвуют небольшие частные фирмы.
Например, американская корпорация Transformational Space (t/Space). Она объединила усилия различных компаний и нескольких университетских подразделений, работающих в сфере аэронавтики и робототехники.
Среди участников этого объединения, сотрудничающих с t/Space, знаменитая компания Scaled Composites Бёрта Рутана (Burt Rutan), создателя SpaceShipOne первого в истории частного космического корабля.
Чиновники NASA отмечают, что такие небольшие структуры, являющиеся нетрадиционными производителями космической техники, зачастую имеют неординарные взгляды на решение тех или иных задач и уж, несомненно, "собаку съели" в деле оптимального использования средств.
Маленькие юркие млекопитающие против гигантов-динозавров? Когда-то они путались у монстров под ногами. А теперь…
Цель t/Space показать, что CEV может быть развит частной промышленностью, экономя миллиарды долларов госбюджета по сравнению с традиционным подходом правительства к заключению "космических" контрактов.
Более того, у t/Space есть своё оригинальное видение высадки людей на Луну.
Так, при участии Эдварда Белбрано (Edward Belbruno), рассчитывавшего траектории полёта к Луне ещё для программы Apollo, t/Space показала, что всю экспедицию (от старта с околоземной орбиты до возвращения домой) может обеспечить флотилия из нескольких CEV, отличающихся размерами и оснащением.
S2 CEV приближаются к Луне (иллюстрация с сайта transformspace.com). |
Пара других (названных S2 CEV), базирующихся там CEV примет экипаж (разделённый пополам для надёжности) и стартует к Луне.
В каждом S2 CEV полетит два или три человека всего за одну экспедицию на Луну попадёт сразу до шести астронавтов.
По пути (на эллиптической орбите) S2 CEV дозаправятся от пары специальных CEV-танкеров, которые за счёт торможения в верхних слоях атмосферы вернутся на низкую околоземную орбиту.
Так, парой, CEV будут садиться на поверхность Селены, вместе же и вернутся на околоземную орбиту, где экипаж пересядет на S1 CXV для возвращения.
Самое главное одного исправного S2 CEV будет достаточно для возвращения домой всех шестерых человек.
Три члена экипажа первого S2 CEV начинают исследование кратера на южном полюсе луны, в то время как их товарищи совершают посадку неподалёку (иллюстрация с сайта transformspace.com). |
И это не всё план компании предусматривает развёртывание сети танкеров, летающих на различных орбитах (вплоть до окололунной) для поддержки будущих "серийных" экспедиций.
И ещё любопытная деталь запуск на орбиту всех этих машин будет предусмотрен как с поверхности (как нагрузка ракеты-носителя), так и в воздухе с борта самолёта (конечно, с помощью мощнейшего ускорителя, по размеру превосходящего сам CEV).
Космические специалисты полагают, что обращение к крошечным частным фирмам, борющимся за место под Солнцем и настроенным агрессивно должно понравиться Конгрессу, который каждый лишний цент на космос выделяет, стиснув зубы.
И хотя бюджет NASA растёт, выполнение поставленной перед нацией задачи потребует мобилизации всех ресурсов.
Статья получена: Membrana.ru