Из школьного курса физики известно, что любое действие неизбежно порождает противодействие. Для социально-политической сферы это тоже неоспоримо.
Но одно дело, когда в ответ на произвол медиа-корпораций хакеры роняют их сайты, а вдруг резко "полевевшие" в своих политических взглядах СМИ поливают RIAA и иже с ними грязью.
А вот официальная регистрация в Великобритании политической партии MP3 (MP3 Party) – это уже несколько другое.
В течение уже нескольких лет вокруг пресловутого формата сжатия аудиоданных MPEG Layer 3 (MP3) ведутся ожесточённые споры.
И даже борьба. Борьба, как это ни парадоксально, между "производителями" музыки, с одной стороны, и их же собственной аудиторией – с другой.
Суть конфликта – это, конечно, права на интеллектуальную собственность. Или, точнее будет сказать, права на её тиражирование. Когда есть возможность что-то получить бесплатно, причём без вредных последствий, здравомыслящий человек никогда не упустит такую возможность.
А если скачивание музыки вошло в привычку, то от него тем более трудно отказаться, даже если против этого инициирована целая PR-кампания.
Ассоциация звукозаписывающих компаний Америки (RIAA) – картель, объединивший наиболее крупные транснациональные медиакорпорации, а точнее, их музыкальные подразделения, был создан ещё в 1992 году. Возникла ассоциация с единственной целью: оборонять права лейблов на музыку (и музыкантов, эту музыку написавших).
По мере того, как Интернет и сопутствующие технологии развивались и связь становилась быстрее и надёжнее, объёмы скачиваемой музыки в формате MP3, естественно, возрастали. По экспоненте.
Напомним, что в Великобритании, например, "официальный" CD стоит 20 фунтов стерлингов, а аудиокассета – 12. Какой там сейчас курс фунта к рублю? А говорите, 250 рублей – это дорого…
Конечно, доходы в Великобритании и США другие, нежели у нас, однако лишних денег, как известно, не бывает ни у кого, поэтому возможностью скачать что-то "for free" мало кто пренебрегает. Особенно, молодёжь.
Файлообменные сети, вроде досточтимого покойника Napster, в какой-то момент стали главным врагом лейблов. Путём долгих судебных препирательств, угроз, давления на суд и общественность и прочих малосимпатичных мероприятий, RIAA всё-таки удалось разделаться с Napster'ом. Но это заняло несколько лет.
Руководство "клона" Napster, файлообменной сети Audiogalaxy, оказалось более сговорчивым (или пугливым), так что тут дело обошлось без суда – Audiogalaxy стало отфильтровывать весь "нелегальный" контент и, естественно, лишилась огромного числа клиентов, попросту потерявших к ней интерес.
RIAA старается представить ситуацию очень просто и однобоко: они, RIAA, кристально честные, белые и пушистые, борются с толпой мелких воришек и халявщиков, мерзавцев, которые только спят и видят, как бы ограбить бедных музыкантов и звукозаписывающие компании, и насладиться божественными звуками музыки Eminem'a, не заплатив ни копейки (цента, пенса, пфенинга и т.д.).
| ||
Тот факт, что лейблы платят музыкантам совершенно ничтожные проценты от реально заработанных исполнителями средств, общеизвестен.
И при этом Ассоциация компаний от звукозаписи везде пытается подать себя как преданного защитника интересов музыкантов и "законопослушных" (читайте покупающих в супермаркетах официальные компакт-диски нужных RIAA исполнителей) граждан, и доказать, что без неё музыкального рынка просто бы не существовало.
Это всё уже неоднократно опровергалось. Авторитетные экономисты даже предлагали рыночную модель, при которой человек, купивший аудиозапись, волен с ней делать всё, что ему заблагорассудится, да ещё и на совершенно законных основаниях может конкурировать с лейблами.
Но эта модель подразумевает, что гигантам звукозаписи придётся распрощаться с их сверхприбылями, которые, как кто-то вполне справедливо заметил, лейблы уже считают своей собственностью. Такой же, как и недвижимость, транспорт, оборудование и т.д. Естественно, такой расклад RIAA не устраивает.
Грехи RIAA и других ревностных блюстителей своих прав можно перечислять неограниченно долго. Однако речь идёт несколько о другом: конфликт между RIAA и любителями MP3 – это конфликт мировоззрений.
| ||
С другой стороны баррикад начинают расти откровенно революционные настроения, которые ни RIAA, ни MPAA (картель кинокомпаний), ни BSA (альянс крупных производителей коммерческого ПО) ни видеть, ни знать не желают. Почему? Очень просто: потому что они правы, а те, кто им противостоит – воры и негодяи.
И что с того, что скачиванием музыки из сети занимается совершенно колоссальное количество народу, в основном, молодёжь? Значит, мама плохо воспитывала: не приучила к тому, что чужое бесплатно брать нельзя…
Лейблы теряют деньги и обвиняют в этом "пиратов", пиринговые сети (да и весь Интернет), формат MP3 и CD-R. Притом, в их собственных отчётах фигурирует (конечно, лишь как второстепенная деталь) факт падения интереса к "молодым исполнителям".
Действительно ли эта информация имеет второстепенное значение, или на Западе и впрямь начали потихоньку уставать от бесконечного сверкающего однообразия фигуристых поп-див, факт остаётся фактом: RIAA обвиняет в своих убытках любителей дармовщинки, стремится доказать, что эти любители – враги всего общества, и требует приравнять копирование мультимедийного контента к обычному воровству.
С той лишь разницей, что воровство это получило слишком большой размах, следовательно, и бороться с ним тоже надлежит с размахом как с организованной преступностью.
И экономисты, и юристы, и журналисты, и многие общественные деятели уже не раз проезжались по негибкости мировоззрения звукозаписывающих компаний, не желающих подстраивать свою экономическую модель под новые обстоятельства – развитие высоких технологий.
Наоборот, RIAA время от времени бросает немалые силы и средства на попытки (заведомо бесперспективные) заблокировать и признать незаконной ту или иную новую технологию.
Но на стороне RIAA – огромная денежная мощь, власть и сильное лобби в американском Конгрессе. И проистекающая оттуда уверенность в своей непобедимости.
С другой же стороны – только более или менее разрозненные некоммерческие организации, которые время от времени делают громкие выступления в духе Эмиля Золя, или выступающие в СМИ юристы, громящие очередные законодательные инициативы по борьбе с насе… с пиратством.
Правда, есть ещё хакеры, время от времени устраивающие на сайтах медиагигантов шуточки в духе Кота Бегемота и м-сье Коровьева. Но это, во-первых, попросту незаконно, ну и во-вторых, сильно отдаёт маргинальностью. И потому является лишним доказательством в пользу утверждений RIAA, что им противостоят, в основном, антисоциальные элементы.
| ||
Журналистские выпады и DoS-атаки на серверы RIAA – это одно, а образование политической партии имени формата MP3 – это совсем другое. По крайней мере, внешне.
Возглавляет эту партию наш бывший соотечественник – Руслан Фёдоровский (Ruslan Fedorovsky), владелец сайта Audiobooksforfree.com, через который в виде mp3-файлов бесплатно распространяются прочитанные вслух книги.
В интервью изданию ElectricNews.Net, основатель и глава "Партии MP3" заявил, что скачивание музыки – это не экономический, а культурно-политический феномен, и что люди, которые коллекционируют mp3-записи, являются не просто любителями послушать музыку бесплатно, но частью некоего "сообщества"…
Дело в том, что в июне агентство Pew Internet and American Life Project провело одно социологическое исследование. Его результаты красноречиво свидетельствуют о возникновении в Интернете целых сообществ людей, на чей образ жизни значительное влияние оказали скоростные, или широкополосные (broadband), подключения к Интернету. И возможность перекачивать большие объёмы мультимедийного контента.
Pew назвали это "широкополосным стилем жизни".
По подсчётам Pew, около 39% пользователей скоростных соединений занимаются созданием своих веб-сайтов, 43% обмениваются различными файлами и выкладывают в Сеть какие-либо фотографии, и около двух третей выкачивают игры, видео и изображения. Как минимум 14% пользователей говорят, что они занимаются этим каждый день.
Согласно прежним независимым опросам, лишь около четверти пользователей Интернета выразили готовность платить за какой-либо контент в Сети (вне зависимости от цен).
Партия MP3, очевидно, является выразителем интересов этих сообществ, хотя в Англии, где, собственно, эта партия и возникла, с широкополосными соединениями ситуация гораздо более грустная, нежели в США.
Однако, философия и идеология этой партии вызывают как минимум некоторые сомнения. По словам Фёдоровского, он и его сподвижники исходят из положений математической теории о сложных системах. Теория сия гласит, что по достижении какой-либо системой определённого уровня сложности, её эффективность резко падает.
Партия MP3 полагает, что эта теория вполне приложима и к политическим системам, и к административным аппаратам. А посему соколы Фёдоровского предполагают проводить политику максимального упрощения всех аспектов жизни в Великобритании – от дипломатии и налогообложения, до иммиграционной политики и монархии. "Да здравствует великое упрощение".
В общем, эта партия напоминает то ли отечественную ЛДПР, то ли приснопамятную Партию Любителей Пива. В своё время в Англии уже существовала Партия Дураков, и она была точно так же официально признана и даже выдвигалась на выборы в Парламент. Ну и что?
Партия MP3 – это, судя по всему, такая же партия насмешников. Ничего серьёзно политического противопоставить тысячерукой и тысячеглазой мощи RIAA они не смогут, да, скорей всего, это и не входит в их намерения.
А может, так и должно быть? Может, карнавальное осмеяние могущества RIAA – это и есть самый нужный, если не единственно возможный способ противостояния и Ассоциации, и другим подобным картелям?
Пафосные проповеди законности на фоне совершенно беззаконных методов борьбы с пиратством и столь же незаконного стремления монополизировать музыкальный рынок; стремление воспитать в людях нужный лейблам вкус (а вернее, отсутствие такового) и заставить употреблять оптом низкокачественный, зато весьма дешёвый в производстве продукт…
Может, ответом на это и должен быть издевательский смех?
Статья получена: Membrana.ru