Доктор Артур Силверблатт, профессор Университета Вебстер, один из ведущих экспертов в области американских средств массовой информации (СМИ).
Вопрос: Осама Бен Ладен и США используют в борьбе друг против друга средства пропаганды. Кто сможет стать победителем в этой битве?
Сильверблатт: Самое главное во всем этом - осознание факта, что пропаганда и коммуникация стала частью военной стратегии. В частности, президент Буш говорил о необходимости достижения победы на нескольких фронтах - военном, дипломатическом, экономическом и, в том числе, в сфере массовой коммуникации.
Крайне интересно наблюдать, как Бен Ладен и его последователи используют пропаганду для того, чтобы воздействовать на массовое сознание. Используя видеозаписи своих выступлений, периодически отправляемые на телекомпании, Бен Ладен сумел превратить себя в мировой символ сопротивления американскому империализму. Интересно, что люди и в Рио-Де-Жанейро и в Сахаре смотрят на Бен Ладена, ни как конкретного человека. который совершает плохие или хорошие дела, а именно, как на символ.
США оказались не готовы к таким действиям Бен Ладена. США - родина наиболее сложных и профессиональных медиа-империй, технологий и идей, но, как оказалось, пропагандистский удар оказался неожиданным. Парадокс ситуации еще был и в том, что Бен Ладен некоторое время успевал наносить упреждающие идеологические удары. Это было связано, в частности с тем, что американские специалисты были не готовы вести контрпропаганду круглые сутки: из-за разницы во времени они начинали работать, когда Европа и Ближний Восток уже готовились ко сну. Бен Ладен воспользовался этим.
Любопытно, что, в большинстве случаев, зрителям и слушателям выступлений лидера "Аль Каеды" было абсолютно не важно, ЧТО и О ЧЁМ говорит Бен Ладен. Главной новостью становился сам факт его появления на экране. Симпатизирующая ему аудитория даже не слушала очередной порции обвинений в адрес США, Израиля и продавшихся им арабских режимов. Часто его сторонники начинали кричать и аплодировать, увидев Бен Ладена на экране, полностью заглушая его слова.
Вопрос: Что Вы можете сказать о роли американских СМИ в этом конфликте. Они действуют, как часть государственной пропагандистской машины или как свободные средства массовой информации?
Сильверблатт: Пресса, во многом, следовала тому образу мыслей, который сложился в головах американцев после 11 сентября. Ее главной задачей стало как можно быстрее и точнее доносить новости до читателей и зрителей.
В то же время, снабжая людей информацией, СМИ демонизировали образ Бен Ладена. Они нагнетали тревогу и нервозность в обществе, сгущали краски. Делая это, СМИ не следовали пожеланиям администрации США. Средства массовой информации предлагали американцам такое видение событий, какое они хотели получить. Свою роль в этом сыграла и администрация США, ограничившая доступ к информации под предлогом борьбы с утечками военных секретов.
С другой стороны, вся эта история показала, насколько мы боимся терроризма. После публикаций о ходе расследования терактов и интервью с экспертами, полиция и ФБР получали тысячи сообщений о подозрительных личностях, которые покупали авиабилеты, брали на прокат автомобили и т.д. Причем этот всплеск бдительности или подозрительности затронул не только США, но и значительную часть мира.
Или вспомним историю с рассылкой по почве писем со спорами сибирской язвы. Вспомните: сколько всего было получено таких писем? Сколько из них содержали не споры, а муку или стиральный порошок, посланный какими-то глупыми шутниками? Сколько погибло людей от этого и сколько заболело? Рассылка этих писем привела к гибели относительно небольшого числа людей. Однако, когда погибал один человек, то пресса своим описанием событий вызывала такой эффект, как будто погибли и заболели тысячи людей. Это вызывало если не панику, то массовое беспокойство.
Чем больше люди будут знать друг о друге благодаря СМИ, тем реже у них будет появляется желание убивать друг друга
Вопрос: Какова будет роль пропаганды в войнах будущего?
Сильверблатт: В значительной степени, современную войну можно в деталях увидеть по телевизору. Это одно из проявлений глобализации, когда читатель или зритель могут легко получать информацию о военном конфликте на другом конце Земли. В мире созданы новые виды связи и коммуникации. Люди в Бразилии легко устанавливают связи с Афганистаном и живо интересуются тем, что происходит в Кабуле. А в Афганистане, вероятно, очень скоро будут смотреть бразильские сериалы и волноваться, как дела в Рио-де-Жанейро.
Понятия класса, религии, национальности уже не играют в мире столь же значимую роль, как было еще три-четыре десятилетия назад. Изменилось и понятие слова "оружие". Как выяснилось, авиабилеты на обычный рейс стали оружием, которое позволило убить тысячи людей и наполнить ужасом мир. Еще совсем недавно никто, кроме фантастов, не мог предположить, что персональный компьютер, может стать страшным оружием.
То есть, мы должны признать, что само понимание войны в корне изменилось, и мы вероятно, пока не в состоянии понять, какие войны нам предстоит пережить в будущем. Глобальные связи, с одной стороны, позволяют Бен Ладену обретать популярность по всему миру, а с другой стороны позволяют людям, которым ненавистен терроризм, легко объединится, чтобы противостоять ему.
Мы можем лишь предсказать, что чем больше люди будут знать друг о друге благодаря СМИ, тем реже у них будет появляться желание убивать друг друга. Конечно, если это будет происходить в случае, если журналисты им будут рассказывать о конкретном человеке, а не просто о неком абстрактном американцев, афганце или русском. Религия, которой так активно прикрывают свои действия террористы, не будет играть столь значимую роль, как раньше. К примеру, 75% населения Северной Африки исповедуют форму Ислама, близкую Бен Ладену. Но они не начали массовую вооруженную борьбу в поддержку Ладена.
Враждующие стороны всегда будут использовать пропаганду для того, чтобы завоевать симпатии общества. И пропагандистские войны - войны идей, мнений и взглядов на положение вещей - будут продолжаться до тех пор, пока в мире будет известно слово "информация". То есть, скорее всего, вечно.
Вопрос: Много лет СССР тратил сотни миллионов долларов на пропаганду идей коммунизма за пределами страны. Некоторые специалисты считают, что ныне в войне с терроризмом пропаганда США во многом повторяет советские приемы. Так ли это?
Сильверблатт: Может быть они и правы. Мы сможет узнать точный ответ на этот вопрос через пару десятилетий. Однако, стоит отметить, что советская пропаганда неплохо работала. Она часто не могла обмануть собственных граждан, но была вполне успешна за границами СССР - особенно когда велась среди людей, которые никогда не были в Советском Союзе, но которым не нравился западный образ жизни. Тем не менее, советская пропаганда велась довольно примитивно и однобоко.
У США пропаганда была более эффективна, в частности потому что использовала развлекательные средства массовой информации. Коренное отличие американской пропаганды от советской было в том, что американская, как бы то ни было, предлагала людям свободу. Свободу самовыражения, свободу проявления чувств, свободу вести такой образ жизни, который нравится конкретному человеку, а не коммунистической партии или "Талибану".
Вдобавок, не стоит забывать о том, что принято называть "американской мечтой" - у каждого есть шанс, пусть самый маленький, круто изменить свою жизнь и добиться осуществления своей мечты, сделать ее реальностью. Идея "американской мечты" всегда присутствовала в американской пропаганде.
Впрочем, тут мы опять возвращаемся к проблеме подачи, презентации, продажи и, в конечном итоге, восприятия разными людьми одной и той же информации. Телевизионные обращения Бен Ладена подавляющему большинству думающих и логически мыслящих людей кажутся несерьезными и откровенно надуманными. Однако выступлениями Бен Ладена восторгаются те, кто хочет слышать подобные речи.