О том, способна ли машина на творчество – можно спорить долго. Ясно одно. Даже имитация творчества – это весьма занятно. Ведь результат трудно предвидеть полностью. Даже если сам придумал для машины алгоритм работы.
Новозеландский проект A filmmaking robot, честно скажем, не нов. Он был выполнен в 2004 году. Но поговорить о нём стоит. Ведь нечасто наткнёшься на описание машины, выступающей в роли режиссёра.
Автор этой идеи – новозеландец Дуглас Бэгнелл (Douglas Bagnall). Помогал ему соотечественник Дэвид Холл (David Hall), музыкант и мультипликатор, живущий в Уэллингтоне (в этом же городе и происходили описываемые события), а также – большая куча художников, инженеров, представителей киноиндустрии и бизнесменов.
Собственно, робот (он назван так лишь потому, что выполняет некое человеческое действие) – был всего лишь чёрной коробкой с электронными "мозгами". У него не было ни ног, ни рук, а его глаза (видеокамеры) и вовсе находились далеко от "туловища" – за лобовыми стеклами рейсовых автобусов, курсировавших по Уэллингтону и окрестностям.
| ||
Сам робот стоял в галерее новозеландского киноархива (New Zealand Film Archive).
"Мозг" робота расчленял видео на кадры и анализировал каждый по отдельности. Он вовсе не "понимал", что видит. Он просто преобразовывал кадр к 20 числам, отражающих такие вещи, как средняя яркость, средний уровень красного, синего и зелёного, плотность вертикальных и горизонтальных линий, наклон контрастных деталей, сочетания близких цветов и так далее в том же духе.
Эти 20 чисел для робота – координаты точек, лежащих в условном 20-мерном пространстве. "Мысленно" он словно перемещался по некой линии, выделяя на ней ряд ключевых позиций – изображений, которые анализировались обособленно при помощи того, что весьма условно можно было бы назвать "интеллектом".
Робот фактически не понимает – что именно он "видит". Он фиксирует и перерабатывает лишь цифровые "тени" от предметов реального мира (фото с сайта halo.gen.nz). |
Нейронную сеть обучали на примерах прекрасных художественных изображений, найденных в Сети. Например – на картинах импрессионистов. Разумеется, они для машины упрощались до тех же 20 чисел, и компьютер пытался отыскать подобие между "образцами" и "увиденным" на улицах города.
Кроме того, Дэвид Холл в начале работы разделил 100 из первых изображений, снятых роботом, на три части: "хорошие", "плохие" и "ни то ни другое". Сеть обучалась далее подбирать "хорошие" и отвергать "плохие" кадры.
Фильмы робота – это своеобразные отчёты о "путешествиях" автобусов. Только не соблюдающие ни хронологической последовательности, ни вообще какой-либо явно видимой логики (кадры с сайта halo.gen.nz). |
Когда робот набрал 5 миллионов кадров, он убрал из них некоторое количество наименее удачных, заменив их другими фрагментами видео. Робот даже был способен к созданию "ложных воспоминаний": объединяя наиболее "любимые" изображения, он вставлял в финальный фильм несуществующие фрагменты, вовсю, к тому же, переработанные: с изменёнными цветами, "размытыми" пикселями и так далее.
Более или менее нормальные съёмки в фильмах робота перемежаются короткими вставками с такими вот переработанными кадрами (кадры с сайта halo.gen.nz). |
Но дело тут ещё и в том, что для робота время съёмки того или иного кадра не имело никакого значения, он мог поставить его в любое место, руководствуясь своими "эстетическими" соображениями.
А поскольку "узнав от людей", что тот или иной кадр со специфическим "профилем" более выигрышный, чем другие, робот ставил его в фильм снова и снова – так появлялись повторы.
Некоторые фрагменты смонтированных машиной роликов просто просятся на полотно (кадры с сайта halo.gen.nz). |
Вы, конечно, скажете: "Что за упрощение!" Ну да, упрощение. Более того игра. И всё же что-то в этом есть. Особенно это относится к третьему, наибольшему по продолжительности фильму (снятому в сентябре).
В первых двух роликах робота слишком много одних и тех же ночных кадров. А вот в сентябрьском куда больше света. И в прямом, и в переносном смысле.
Посмотрите на некоторые кадры – чем не полотна художников?
Статья получена: Membrana.ru