Пилотируемая миссия на Марс может быть осуществлена на 10 лет раньше, чем предполагали учёные, инженеры и политики. Такое сенсационное заявление сделала на днях группа специалистов из Массачусетского технологического института.
2020 год – такова новая вероятная дата высадки человека на Марсе. Заметим, ранее в этом же году само NASA говорило о годе 2030-м.
Анализ возможностей и технологий был выполнен Полом Вустером (Paul Wooster) и другими членами отдела аэронавтики и астронавтики MIT (MIT Department of Aeronautics and Astronautics) и частично финансировался NASA.
Результаты этой работы были представлены на конференции Space 2005, прошедшей в конце августа начале сентября этого года в Лонг-Бич.
Авторы доклада детально проанализировали то, что в общих чертах уже высказывалось: та же техника, которая будет создана для возвращения людей на Луну, с изменениями и дополнениями, может быть применена и в марсианской миссии.
Речь идёт опять об универсальном "Пилотируемом исследовательском корабле" (Crew Exploration Vehicle — CEV), который заменит нынешние шаттлы в полётах на МКС и будет использоваться как один из элементов миссии на Луну.
Марс ждёт. Снимок Mars Express (фото ESA). |
Подробности о них вы можете узнать из наших материалов здесь, здесь, здесь и вот здесь.
Итак, пойдём по хронологии. Авторы исследования утверждают, что теперь самая эффективная схема полёта людей на Луну – это посылка космического корабля без остановок непосредственно к поверхности Луны, и его возврат на Землю. Это прямо противоположно тому многоступенчатому методу, с расстыковкой и состыковкой двух модулей на окололунной орбите, что применялся в миссиях Apollo.
Такой же "старый" метод пока рассматривался и NASA для миссии "Луна 2015". Но вот Вустер и его коллеги предлагают пересмотреть данный план.
Затем, по времени, наступает черёд Марса. Вустер полагает, что новая дата высадки 2020 год – реальна, если использовать в различных комбинациях те же узлы CEV – обитаемую кабину, разгонные ступени, маршевые двигатели и так далее.
Один из свежих кадров, переданных марсоходом Spirit (фото NASA/JPL-Caltech/Cornell). |
Таким образом, теперь специалисты заявляют, что между высадкой на Луне и высадкой на Марсе может пройти намного меньше времени. Фактически, обе миссии будут развиваться параллельно.
Глава американского космического агентства Майкл Гриффин (Michael Griffin) сказал на конференции, что новый план освоения Луны и Марса будет представлен в сентябре 2005 года. Насколько в нём будет учтён новый доклад – неизвестно.
Итак, мистер Вустер утверждает, что максимальное использование "лунных" технологий устранит задержку времени между первыми лунными миссиями и первым приземлением на Марсе.
Всего же исследователи рассмотрели более 2 тысяч возможных архитектур для миссий на Луну и Марс; и выбрали те варианты, которые, по их мнению, отвечают и требованиям надёжности, и безопасности, и в тоже время не чрезмерно дорогие.
"Основной лунный и марсианский модули должны нести четырёх астронавтов, говорит Вустер. – Это вдвое больший экипаж, чем был в посадочных модулях, которые Apollo доставляли на поверхность Луны. И новые корабли должны быть способны оставаться на Луне в течение семи дней".
Миссия на Марс. Пока – в фантастических фильмах и рисунках (иллюстрация с сайта lesaccros.free.fr). |
После стыковки астронавты переходят в посадочный модуль и спускаются в нём на Марс.
Обратно они также поднимаются на марсианскую орбиту, стыкуются с CEV, переходят в него и уже на нём возвращаются непосредственно на Землю.
Эта схема немного напоминает схему миссии Apollo, но тогда весь набор модулей стартовал вместе. Зато при нынешнем варианте не потребуется вновь создавать столь большие носители, каким был Saturn-5.
Скажем также, что при перелёте к Марсу, видимо, не обойтись без мощных ионных двигателей, способных работать месяцами. Путь на очень малой тяге, зато при высокой экономичности.
И тут у США также есть интересные технологии. Например, гигантские ионные двигатели, созданные для беспилотного юпитерианского ядерного зонда.
Добавим, что, на наш взгляд, только объединение усилий России и США позволит создать наиболее совершенные и, в то же время, недорогие (относительно, конечно) технологии для пилотируемого полёта на Марс.
И, насколько мы знаем, такое сотрудничество давно идёт. Параллельно со множеством отдельных проектов в различных институтах и компаниях разных стран. Потому окончательная картина кто всё же полетит на Марс, на какой технике и когда, полагаем, сложится не скоро.
Статья получена: Membrana.ru