За последние годы в России сформировался новый тип cоциального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей (Voiskounsky & Hilton 1995). Формирование такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими, социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате популяция пользователей сложилась и развивается как сложное динамическое eдинство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и настроения (например, общество стало интересоваться Интернетом).
Это сообщество привлекает исследовательские интересы представителей социологической и психологической науки. РОЦИТом и некоторыми другими организациями, преимущественно за рубежом (Veskimagi 1997; Перекресток, 1997; CEENet, 1997; Что делать.., 1997) проводятся отдельные или достаточно систематические опросы пользователей компьютерных сетей.
Анализируется структура российского Интернета, его языки, соотношение бизнеса и Интернета в России, информационный спрос, наиболее популярные информационные системы (Что делать.., 1997). Проводятся парциальные опросы по конкретным проблемам, например, по вопросу объединения России и Белоруссии, прогнозам будущего развития Интернета в России (Перекресток, 1997). Аналогичные опросы проводятся и в других странах, например, в Эстонии. Они посвящены проблемам использования Интернета в этой стране, особенностям организации работы в Интернете (Veskimagi, 1997). Обширный цикл опросов проводится в Соединенных Штатах исследовательским Центром Компьютерного колледжа Института Технологии штата Джорджия. Опрос пользователей WWW в 1997 г. включал вопросы о привычках и предпочтениях пользователей, аттитюдах и мнениях по социальным и экономическим вопросам, о проблеме конфиденциальности при работе в режиме on-line (GVU`s.., 1997). Особенности развития Интернета в странах Центральной и Восточной Европы исследуются Ассоциацией Сетевой Коммуникации (CEENet). Описывается неравномерность развития инфраструктуры телекоммуникаций в описанной регионе, отсутствие единых закономерностей в этом процессе (CEENet, 1997).
В 1997 г. был проведен опрос 320 москвичей в возрасте 16-30 лет (Землянская и др., 1998), в том числе не обладающих опытом работы в Интернете. Характерно, что лишь 2 % опрошенных высказали негативное отношение к Интернету. Страх перед компьютером характерен для 11% респондентов. Из тех, кто работает в Интернете, около 3% делают это из дома, 43% - на службе, а 13% - в учебных заведениях, на работе у родителей или у друзей. Среди позитивных моментов развития Интернета молодые москвичи признают возможность "доступа к большому объему информации" (48% респондентов), "широкие возможности для общения" (19%); "вхождение России в мировое информационное пространство" (17%); среди негативных - "незащищенность информации" (10%); "плохое качество связи" (7%); "высокая стоимость услуг и технического обеспечения" (7%); "опасность потери живого общения "(7%); отрицательных сторон не усматривают около 16% респондентов. Большое распространение получили опросы посредством компьютерных сетей в тех странах, где развита торговля посредством Интернета: для предложения товаров и для организации рекламы необходимо иметь достаточно полные сведения о популяции тех, кто пользуется Интернетом. Применяются два основных метода опроса: построение выборок внутри известной популяции или помещение опросников на WWW-сервере либо в телеконференции с последующим привлечением к ним внимание потенциальных респондентов. В последнем случае респондентов называют "self-selected" (т.е. те, кто откликнулся, или сам себя отобрал) (Walsh e.a., 1992).
В исследовании, результаты которого рассматриваются в данной статье, использованы оба способа проведения опроса. При этом большая часть респондентов не выбраны при планировании работы, а "сами себя отобрали". Возникает вопрос о том, какую часть популяции (либо всю популяцию) пользователей Интернета в стране представляют наши респонденты. Содержательный анализ заставляет предположить, что они представляют собой выборку из популяции активных и интересующихся деятельностью своих коллег в Интернете пользователей компьютерных сетей; они в значительной степени определяют направления развития Интернета в России. В то же время они не репрезентируют всю популяцию пользователей Интернета в стране, поскольку такая популяция включает ряд малоактивных пользователей, выполняющих весьма ограниченный набор функций. Такие пользователи почти не присутствуют в наших выборках.
Целью исследования является составление социального, демографического и психологического "портрета" пользователя компьютерной сети, а также выявление идущих внутри сообщества пользователей динамических процессов. Исследование ведется в рамках социально-психологических работ, проводимых психологами из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в тесном сотрудничестве с РосНИИРОС и с Ассоциацией RELARN. Основными методами, с помощью которых проводилось исследование, были личные беседы и интервью с пользователями компьютерных сетей, а также наблюдение (в том числе включенное) за их деятельностью, и анкетирование пользователей с помощью специально разработанных опросников. Анкеты рассылались по электронной почте. В силу этого значительная часть респондентов работают в Интернете и представляют собой наиболее массовую группу пользователей, имеющих доступ лишь к электронной почте. Проведение опросов с помощью компьютеров и компьютерных сетей представляет собой развивающуюся среду исследовательской и деловой активности, в которую включаются специалисты во всем мире (Anderson et al. 1995;Saris, 1991). Опросы русскоязычных сетевиков проводятся начиная с 1992 г. и охватывают пользователей ряда сетей (Relcom, Glasnet, Radio-MSU, Fidonet и др.). Как правило, респонденты подписаны на телеконференции и представляют наиболее активную выборку пользователей, заинтересованно относящихся к своей деятельности, связанной с компьютерными сетями, к деятельности других людей и к перспективам развития Интернета. В настоящей работе остановимся на демографических и социальных данных, полученных в 1992-1995 гг. Предварительные результаты работы публиковались ранее (Арестова и др., 1996,Arestova et al., 1993, 1996). В ходе работы был разработан проект создания специальной социально-психологической службы, одной из главных функций которой было бы проведение психологических и социологических исследований (Арестова и др., 1992).
Количество участников этих опросов представляется репрезентативным: в 1992 г. в опросе участвовало 166 человек, в 1993 г. - 305, в 1994 г. - 489, в 1995 г. - 435, в 1996 г. - 674, в 1997 г. - 586.
Некоторое уменьшение выборки в 1997 г. было следствием изменения способа рассылки опросников по электронной почте: из-за протестов со стороны некоторых участников сети BBS FIDO опросник не рассылался в эхо-конференции FIDO. В качестве респондентов выступили русскоязычные пользователи глобальных компьютерных сетей на территории России, стран СНГ и стран Балтии.
Результаты исследования
Возрастные параметры
Результаты исследования показали, что наибольшую по численности группу респондентов составляют лица 21-25 лет. Несколько меньшую часть пользователей представляют респонденты в возрасте 26-30 лет. Все возрастныыые категории пользователей приобрели устойчивое значение и колеблются в незначительных пределах.
Таким образом, можно сказать, что возрастные показатели популяции пользователей Интернета стабилизировались, а наблюдаемая динамика связана главным образом с постепенным старением возрастной группы 21-30 лет.
| Возраст | 1992, % | 1993, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| менее 20 лет | 2 | 5 | 12 | 13 | 15 | 13 |
| 21-25 | 25 | 30 | 30 | 36 | 31 | 33 |
| 26-30 | 32 | 30 | 23 | 20 | 23 | 21 |
| 31-35 | 18 | 18 | 15 | 14 | 14 | 14 |
| 36-40 | 11 | 10 | 7 | 8 | 8 | 8 |
| 41-45 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 |
| 46-50 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 |
| более 50 лет | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Стаж работы в компьтерных сетях
По стажу работы в компьютерных сетях было получено прогрессирующее увеличение количества пользователей, длительно работающих в сети. По данным опроса 1997 г. наиболее многочисленной является группа пользователей со стажем работы в сети более трех лет. В то же время уменьшилось количество новичков, приславших ответы на анкету и работающих в сети менее 3 месяцев. Этот факт может объясняться не уменьшением числа новых пользователей, а уменьшением их интереса к чтению телеконференций, в которые рассылались наши анкеты.
| Стаж работы | 1992, % | 1993, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| менее 3 мес. | | 22 | 6 | 10 | 6 | 5 |
| 3-6 мес. | 31 | 19 | 11 | 11 | 8 | 7 |
| 6-12 мес. | 36 | 23 | 21 | 17 | 13 | 14 |
| 1-1,5 г. | 15 | 13 | 15 | 15 | 13 | 14 |
| 36-40 | 11 | 10 | 7 | 8 | 8 | 8 |
| 1,5-2 г. | 8 | 15 | 17 | 11 | 14 | 12 |
| более 2л. | 10 | 5 | 16 | 18 | 18 | 14 |
| более 3 лет | | 3 | 14 | 17 | 26 | 32 |
Популярность телеконференций (ТК)
Вопрос о том, на какие телеконференции подписываются пользователи, позволил выявить следующую динамику.
| Популярность конф. | 1992, % | 1993, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| коммерческие | 71 | 50 | 34 | 33 | 40 | 26 |
| научные | 19 | 21 | 40 | 32 | 34 | 33 |
| программистские | 69 | 69 | 65 | 61 | 63 | 60 |
| организационные | 64 | 47 | 49 | 43 | 40 | 29 |
| хобби и юмор | 28 | 41 | 49 | 56 | 58 | 54 |
| по искусству | | нет д-х | 22 | 16 | 25 | 22 |
| политич., религиоз. | | нет д-х | 10 | 14 | 15 | 11 |
| внетематические | | нет д-х | 36 | 35 | 36 | 26 |
| не подписаны | 4 | 6 | 4 | 6 | 3 | 4 |
Отметим, что сумма процентов по вопросам не всегда равна 100, т.к. допускался одновременный выбор сразу нескольких пунктов меню.
Резко уменьшилась популярность коммерческих телеконференций. Это объясняется переходом коммерческих пользователей на работу с систематизированной информацией (в частности, WWW). Резко упал интерес к организационным телеконференциям.Это может объясняться тем, что правила работы в Интернете являются устоявшейся системой и не требуют постоянного контроля за их изменением со стороны пользователей. Информацию организационного характера респондентам все в большей степени предоставляют вторичные провайдеры телекоммуникационных услуг. Как показал опрос 1997 г., уменьшился интерес также и к внетематическим телеконференциям. Усилился по сравнению с 1992 г. и стабилизировался интерес к телеконференциям по научной тематике, что следует напрямую связать с усилиями отечественных и иностранных организаций, предоставляющих доступ к Интернету научным и образовательным учреждениями в России и СНГ. В целом можно сделать вывод о некотором уменьшении популярности телеконференций в целом как вида информационных услуг.
Полученные нами данные могут быть сопоставлены с результатами опроса РОЦИТа (Что делать.., 1997). Поскольку опрос РОЦИТа анализировал информационные запросы пользователей Интернета, а не подписку на телеконференции, как в нашем случае, можно говорить только о частичном пересечении полученных данных. При проведении опроса использовалась иная, отличная от нашей, методика сбора данных. Как следствие, респонденты принадлежали к несовпадающим популяциям пользователей. Как показал опрос РОЦИТа, данные которого опубликованы в ноябре 1997 г. на сайте /redir.php?url=www.interrussia.com%2Fonline%2Frusint.html%2C информационные запросы пользователей Интернета имеют следующее распределение по интересам: наука, образование, технологии - 15% - (33% по нашим данным); культура и искусство - 8% - (22% по нашим данным); политика, социальные вопросы - 2% - (11%); новости и публицистика - 5%- (аналогичных данных нет); секс - 1% - ( нет данных); бизнес и экономика - 23% - (26% по нашим данным) ; Интернет и компьютеры - 34% - (60% по нашим данным); здоровье, спорт и отдых - 11% - (54% по нашим данным).
Как видим, данные, полученные на материале предпочитаемых телеконференций и информационных запросов в Интернете, совпадают лишь отчасти. Для получения сопоставимых данных требуется унификация методик и согласование выборки респондентов.
Региональная принадлежность респондентов
По регионам респонденты распределились следующим образом:
| Регион | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| Москва и область | 26 | 27 | 20 |
| С.-Петербург и область | 7 | 9 | 7 |
| Другие рег.Евр.части России | 18 | 14 | 22 |
| Урал | 8 | 14 | 11 |
| Сибирь | 9 | 10 | 9 |
| Д. Восток | 2 | 2 | 2 |
| Украина | 23 | 18 | 26 |
| Балтия | 1 | 1 | 1 |
| Другие страны СНГ | 2 | 0 | 3 |
В 1992-1994 г.г. данные такого рода не запрашивались. Таким oбразом, наибольшую активность в рамках проводимых опросных исследований проявили пользователи компьютерных сетей, проживающие в центральных областях России и на Украине. По-видимому, говорить об исчезновении проблемы коммуникативной изоляции жителей периферийных территорий пока рано. Вместе с тем нельзя не отметить реальную значимость Интернета в объединении (информационном, коммуникативном и организационном) периферийных и центральных районов огромной страны, разобщаемой политическими и экономическими проблемами.
Другим аспектом региональной проблемы является величина населенных пунктов, в которых проживают респонденты. Как показал опрос 1997 г., 57% опрошенных проживает в городах с более чем миллионным населением; 13% - в городах от 500 тысяч до 1 миллиона; 10% - в городах от 300 до 500 тысяч; 12% - в городах от 100 до 300 тысяч и лишь 7% - в городах и населеных пунктах с населением менее 100 тысяч человек.
Профессиональная принадлежность респондентов
По собственной оценке респондентов, их профессиональная принадлежность такова:
| Профессия | 1992, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| программисты | 64 | 47 | 45 | 37 |
| сетевики | | 25 | 28 | 27 |
| научн.работн. и преподав. | 19 | 23 | 17 | 21 |
| служ. коммерч. фирм | | 20 | 15 | 17 |
| электронщики | | 16 | 15 | 14 |
| учащиеся | 10 | 17 | 18 | 19 |
| люди свободных профессий | | 14 | 12 | 9 |
| бизнесмены | 43 | 11 | 11 | 8 |
| работники производства | | 6 | 6 | 4 |
| журналисты и работ. рекламы | 4 | 2 | 8 | 7 |
| управленцы, менеджеры | 28 | | 18 | 17 |
Напомним, что превышение суммы по столбцам 100% объясняется возможностью выбора нескольких пунктов меню одновременно.
В опросах 1993-1994 годов такие данные не запрашивались. Как видно из результатов, больше всего среди респондентов сетевиков, программистов и научных сотрудников (преподавателей). Наименьшее количество ответов получено от производственников, журналистов и людей свободных профессий.
Динамика изменений состоит в прогрессирующем уменьшении количества респондентов-программистов. Этот результат предположительно может быть связан с измением социального статуса профессии программиста. Наличие обширного рынка компьютерных программ привело к уменьшению спроса на специальные прикладные программы, написанием которых и занималась основная часть программистов. Это привело к уменьшению количества людей, профессионально занимающихся программированием, к совмещению программистами профессий сетевика, менеджера и других.
Пол
Лишь в опросах 1996 и 1997 г. респонденты сообщали о своей половой принадлежности. В 1996 г. женщин было 8% и мужчин 92%, а в 1997 г. женщин стало 10%, а мужчин - 90%. Как видим, в целом женский контингент весьма слабо представлен среди пользователей Интернета в России и странах СНГ. Отмеченный к 1997 г.некоторый рост числа респондентов-женщин не свидетельствует о выравнивании полового состава пользователей компьютерных сетей.
Характеристика коммуникативных контактов в компьютерной сети
Респонденты отвечали на вопрос об эффективности компьютерных сетей как средства завязывания новых и поддержания сложившихся коммуникативных контактов.
| Характер знакомств | 1992, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| деловыe | 42 | 24 | 22 | 26 | 29 |
| хорошие товарищи | 28 | 30 | 31 | 32 | 34 |
| зарубежные | | 26 | 36 | 39 | нет |
| назойливые клиенты | | 8 | 9 | 8 | 28 |
| новый круг общения | | 58 | 58 | 55 | 53 |
| приятные встречи | | 25 | 23 | 22 | |
| сплошные разочаров. | | 1 | 1 | 1 | |
| близкие по интересам | 51 | 46 | 45 | 47 | |
| полезные знакомства | | 44 | 39 | | |
| ненужные контакты | | 7 | 8 | 11 | 28 |
| не приобрел контакт. | 25 | 7 | 9 | 5 | |
Наибольшая динамика отмечается по графам "назойливые клиенты" и "ненужные контакты". Число таких контактов в 1997 г. резко возросло.
Вместе с тем стабильно высоким остается уровень деловых и дружеских контактов. Это позволяет предполагать, что Интернет сохраняет свои позиции как новая, активно влияющая на круг общения пользователей, коммуникативная среда. Учитывая активность респондентов с Украины (и из других стран), можно предположить, что Интернет в определенной степени способствует преодолению разобщенности жителей единой в прошлом страны.
Наиболее популярные сетевые услуги
| Вид услуг | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
| Электронная почта | 98 | 96 | 99 |
| Телеконференции | 91 | 96 | 99 |
| FTP | 51 | 57 | 63 |
| WWW | 41 | 63 | 81 |
| BBS | 32 | 28 | 18 |
| Telnet | 30 | 29 | 25 |
Как видим, наиболее популярным способом работы в компьютерных сетях остается пользование электронной почтой, привлекательность которой объясняется низкой стоимостью и высокой скоростью. Наблюдается уменьшение популярности участия в телеконференциях при увеличении популярности FTP и особенно WWW.Уменьшается популярность BBS и Telnet.
Вывод состоит в том, что пользователи предпочитают пользоваться более структурированной информацией высокотехнологичных видов информационных услуг (WWW). При этом популярность телеконференций и BBS снижается по причине их относительной простоты и малой структурированности информации.
Заключение
Состав респондентов проявляет заметное постоянство при опросах, проводимых в течение 6 лет. Из этого можно сделать вывод, что популяция активных пользователей Интернета в России (а отчасти и в ближнем зарубежье) стабилизировалась по своим социально-демографическим показателям. Мы предполагаем, что наши респонденты в достаточной мере репрезентативно представляют данную популяцию, которая не может быть описана более конкретно. Тем самым продолжающееся в течение 5 лет исследование фактически может считаться мониторингом популяции пользователей компьютерных сетей в постсоветском пространстве. Особое значение приобретает тот факт, что примерно четверть респондентов представляют Украину, так что исследование не ограничивается рамками России.
Динамические изменения наблюдаются в основном в сфере пользовательских интересов, предпочитаемых форм информационных услуг, оценок коммуникации, осуществляемой посредством Интернета. Наблюдается сдвиг интересов пользователей в сторону высокотехнологичных услуг типа WWW и FTP, в том время как популярность телеконференций и BBS уменьшается.
Этот факт косвенно подтверждает актуальность проблемы поиска нужной информации среди практически неограниченных возможностей выбора. Это выводит на первый план проблему структурирования хранящейся и циркулирующей в Интернете информации, поиска критериев структурирования (а следовательно, и поиска) этой информации в сети.
Отмечается сдвиг интересов пользователей от процессуальных моментов функционирования Интернета (отражаемых, например, в организационных телеконференциях) в сторону содержательных информационных моментов. Иными словами, сам Интернет все более становится скорее средством выполнения других видов деятельности, нежели непосредственной целью пользователя (что наблюдается, например, на начальных стадиях работы в Интернете).
загрузка...