Социально-психологические опросы сообщества российских пользователей сети Интернет проводятся с помощью опросников, ежегодно модифицируемых в зависимости от целей и задач исследования и распространяемых в электронном виде.
В проведенных в 1995 и 1996 годах опросах в качестве одной из задач ставилось рассмотрение социальной и демографической специфики сообщества пользователей Интернета, живущих в различных регионах бывшего СССР. В опросе 1996 года приняли участие 649 пользователей из различных регионов. Результаты предшествующих опросов опубликованы ранее. Количество респондентов из различных регионов распределилось следующим образом (в процентах к общему числу респондентов). Таблица 1. Распределение респондентов в опросах 1995 и 1996 годов по регионам (в процентах).
Регион 1995 год 1996 год Москва и область 26 27 С.-Петербург и область 7 9 Европейская часть России (кроме Москвы и С.-Петербурга) 18 14 Урал 8 14 Сибирь и Дальний восток 11 12 Украина 23 18 Другие страны бывшего СССР 3 1 Страны дальнего зарубежья 6 7
При сопоставлении результатов опроса пользователей из различных регионов получены следующие результаты.
Москва и Московская область Жители этого региона составляют 27% всех респондентов. Среди респондентов больше, чем в среднем по выборке, пользователей молодого возраста (17-20 лет). В выборке больше новичков и “ветеранов” сети со стажем свыше 3 лет. Среди них более значительна прослойка научных работников. Более активно, чем респонденты из других регионов, они пользуются высокотехнологичными сетевыми услугами — WWW, FTP, Telnet. Меньше интереса проявляют к коммерческим и программистским телеконференциям; больше интересуются научными и внетематическими телеконференциями. Чаще используют информацию из WWW по образованию, культуре, искусству, вычислительной технике и программированию. Отличается и мотивация их работы в Интернете. Более сильно выражены мотивы самореализации собственных возможностей и сотрудничества, в меньшей степени выражено стремление к принадлежности к определенному сообществу (в данном случае — к сообществу пользователей Интернета), т.е. мотив аффилиации. Московские респонденты более активно выражают позитивное влияние Интернета на жизненных успех, расширение круга знакомств. Динамика развития сообщества пользователей Интернета из Москвы и Московской области по сравнению с 1995 годом состоит в следующем. Увеличилась доля наиболее молодых (17-20 лет) пользователей Интернета, возросла подписка практически на все виды телеконференций, резко увеличилось использование WWW и FTP.
С.-Петербург и область Респонденты из С.-Петербурга отличаются более старшим возрастом, среди них больше женщин и меньше пользователей с большим стажем работы в Интернете. По профессии среди респондентов данного региона меньше сетевиков, электронщиков и менеджеров по сравнению с выборкой в целом. Как и москвичи, респонденты из С.-Петербурга относительно чаще других пользуются WWW, FTP и BBS. Они чаще читают коммерческие телеконференции и телеконференции по хобби и юмору; относительно реже обращаются к телеконференциям по образованию, программированию, политике, спорту. У респондентов данного региона при работе в Интернете более сильно по сравнению с другими выражен мотив рекреации (отдыха) и коммуникативный мотив. Как и у московских респондентов, менее выражен мотив аффилиации, т.е. стремление принадлежать к Интернетовскому сообществу. Несколько ниже оценивается влияние Интернета на жизненных успех и развитие коммуникативных контактов. Отмечается наличие назойливых излишних контактов при работе в Интернете. При сравнении результатов опроса 1996 года с данными 1995 года динамика сообщества пользователей Интернета из данного региона состоит в следующем. Пользователи стали более активно пользоваться WWW, меньше читать телеконференции и пользоваться BBS. Усилилось влияние мотивов аффилиации и реализации собственных интеллектуальных возможностей при работе в Интернете. Отмечается более медленный рост числа партнеров и друзей, приобретаемых при работе в Интернете.
Европейский регион (за исключением Москвы и С.-Петербурга) Среди респондентов данного региона существенно меньше молодежи до 25 лет и совсем мало женщин. По профессиональной принадлежности большая доля руководителей и работников производства, меньше преподавателей, научных сотрудников и учащихся. Структура использования также имеет свои особенности: больше читаются телеконференции и реже используется WWW. По тематике телеконференций также имеется некоторая специфика — больше интереса к организационной, служебной информации, политике. Меньше интересуются телеконференциями по науке, хобби и юмору. Среди мотивов деятельности в Интернете более выражен мотив релаксации, познавательный мотив, мотив сотрудничества и аффилиативный мотив. Можно сказать, что Интернет для респондентов данного региона является источником новых данных как делового, так и игрового характера; а также средством подключения респондентов к более широкому социальному и технологическому сообществу. Отметим, что данные тенденции выражены в виде интенций респондентов. Реальные же возможности Интернета как средства релаксации и отдыха оцениваются ими ниже, чем в других регионах. По сравнению с 1995 годом произошли следующие изменения. Увеличилось количество респондентов более старшего возраста, а также количество респондентов со стажем более 3 лет. Резко возросло использование высокотехнологичных возможностей Интернета (WWW и другие). Больше стали читать телеконференций по политике, религии, искусству, культуре. Менее популярными стали телеконференции по программированию. Повысилась оценка Интернета как источника информации и понимание того, что работа в Интернете способствует жизненному успеху. Усилилось влияние Интернета на расширение круга коммуникации респондентов данного региона.
Уральский регион Уральские пользователи Интернета существенно старше по возрасту, значительную их часть составляют сетевики, программисты и руководители различных организаций. Особенность использования возможностей Интернета в данном регионе состоит в меньшем использовании высокотехнологичных возможностей Интернета . У pеспондентов этого региона сложилось отношение к Интернету как к удобному способу информационного обмена. Меньшее значение Интернет имеет как новая специфическая среда общения . Реже читаются телеконференции различных видов, в том числе внетематические и телеконференции по хобби и юмору. Респонденты меньше обращаются к релаксационным и игровым возможностям Интернета. В целом респонденты этого региона реализуют главным образом деловой подход к Интернету как удобному средству информационного обмена, меньшее значение при этом придается собственно коммуникативным его возможностям. По сравнению с 1995 годом среди опрошенных увеличился процент сетевиков, электронщиков и научных работников. Уменьшился процент работников производства, руководителей и управленцев. Возрос интерес к телеконференциям по науке, литературе и искусству, уменьшился — к телеконференциям для свободных обсуждений, по хобби и юмору. Существенно повысилась оценка Интернета как информационного источника и средства общения. В целом при увеличении позитивного отношения к Интернету возросла деловая составляющая работы в нем.
Сибирь и Дальний восток Респонденты из этого региона отличаются большим, чем в среднем, процентом молодежи в возрасте 17-20 лет, стаж работы в сети соответствует среднему по опросу, по профессии они отличаются большей долей сетевиков и электронщиков, меньшей — бизнесменов. Меньше пользуются WWW, больше — Telnet. В противоположность респондентам из Москвы больше проявляют интереса к программистским и коммерческим телеконференциям. В WWW больше интересуются спортом, меньше — вычислительной техникой и программированием. У респондентов выражен мотив аффилиации, сотрудничества, меньше — познавательный мотив. Отмечается позитивное влияние Интернета на расширение круга личного общения. По сравнению с 1995 годом среди респондентов более равномерно представлены пользователи разных возрастов и стажа работы в сети (в 1995 году в опросе был большой процент лиц в возрасте 21-25 лет и 36-40 лет). Стало больше сетевиков и электронщиков, учащихся, уменьшилась доля научных работников и преподавателей, а также служащих коммерческих организаций. Резко возросло использование высокотехнологичных возможностей Интернета (WWW и другие), меньше стали пользоваться BBS. Чаще стали читать телеконференции по искусству и литературе, науке, политике, религии. Повысилась оценка Интернета как средства общения и источника информации и понимание того, что работа в Интернете способствует жизненному успеху. Усилился мотив аффилиации.
Выводы. Выраженность социальных, психологических и демографических свойств в популяции пользователей Интернета из различных регионов России имеет свою специфику. Она связана прежде всего с тем, относится ли конкретный регион к числу столичных центров /Москва и С.-Петербург/, либо находится на периферии. Региональную специфику имеет как актуальное состояние сообщества пользователей, так и тенденции его развития, динамика происходящих в нем процессов. По-видимому, неравномерный характер развития Интернета в нашей стране приводит к возникновению региональных различий между популяциями пользователей. Другим источником таких различий являются диспропорции идущих в центральных и периферических областях России экономических и социальных процессов. Если респонденты из центральных городов России относятся к Интернету как к новой среде разностороннего общения, максимально используют его возможности по мере их развития, то остальные респонденты считают Интернет прежде всего источником новой информации, <средством связи> с остальным миром. При этом деловая составляющая их деятельности явно доминирует над коммуникативной. Это выражается как в структуре использования Интернета, в характере предпочитаемой информации, так и в мотивационных особенностях их деятельности. Если у респондентов из центральных городов России более выражены коммуникативные мотивы и мотивы развития собственных возможностей, то у респондентов с периферии более выражены мотивы сотрудничества, познавательные мотивы и мотивы принадлежности к информационному сообществу.
загрузка...