Воины кунг-фу и безликие жёлтокожие жертвы вот два наиболее распространённых изображения азиатских мужчин в компьютерных играх. Они же явлены членами японских якудза, китайских триад, бандитами и наркоторговцами, которых, в конечном счёте, разносит на кусочки белый герой. Налицо эксплуатация расистских стереотипов, которые общество осуждает в других медиа.
"Эти стереотипы без каких-либо возражений общественности используются в играх течение последних 20 лет или больше. Родители, правительства и "сторожевые псы СМИ" выступают против широко распространённого насилия и дискриминации по половому признаку в видеоиграх, но явный расизм проходит в значительной степени незамеченным", утверждает молодой канадский исследователь Роберт Парангао (Robert Parungao), который провёл 8-месячный анализ популярных видеоигр на предмет политкорректности.
Изучая сюжетные линии и характеры персонажей, Парангао потратил на игры порядка 100 часов, сосредоточившись на четырёх наименованиях, которые, по его мнению, "охватывают два десятилетия разработки видеоигр" Kung Fu (эта аркада, что ли?), Warcraft III, Shadow Warrior и Grand Theft Auto 3.
В результате Роберт заключил, что "видеоигры не идут в ногу с меняющимися другими развлекательными медиа". Он признаёт, что не все игры продвигают расистские стереотипы, но говорит, что расизм распространен среди многих самых популярных игр, которые разработаны и изданы, главным образом, в США и Японии.
Скриншот из Shadow Warrior на азиатскую тему. Ну как, видите расистские стереотипы? (иллюстрация с сайта 3drealms.com). |
По его словам, игры уже сделались популярнее кинофильмов, ведь продажи видеоигр только в США это $30 миллиардов в год – прибыли киношников ниже. И вообще: видеоигры, как интерактивные медиа, имеют намного большее воздействие, чем кино или спортивные состязания, рассчитанные на пассивного наблюдателя.
"Для 15-летнего пацана одно дело увидеть стереотипы в кино, и совсем другое в Grand Theft Auto, где он может отправиться в китайский квартал и начать косить китайских гангстеров из AK-47", указывает исследователь.
Grand Theft Auto обвиняли уже, кажется, во всех смертных грехах, и в расизме тоже (изображение с сайта rockstargames.com). |
Надо сказать, что Парангао пока ещё не учёный, а учащийся. Этой весной он закончил университет Британской Колумбии (UBC) по специальности "социология", а с сентября начнёт учиться в университете Конкордии (Concordia University), сосредоточившись на коммуникациях.
"Я надеюсь продолжить изучение улучшения видеоигр, потому что они забавные. И я хотел бы видеть, что они превращаются в положительные медиа вместо отрицательных", заявил студент.
В Warcraft III мы выходцев из Азии не нашли. Плохо искали, наверное (иллюстрация с сайта blizzard.com). |
"Мы услышали о сексе и насилии в видеоиграх, но я чего-то не припомню, чтобы кто-то говорил о расизме, признаёт Смит. А ведь самая коварная вещь в расизме то, что люди его принимают как должное". Вместе с тем, Смит считает, что воздействие расистских изображений в играх на реальность трудно оценить, поскольку "это новая территория".
Что ж, замену красной крови в играх на чёрную и зелёную жидкости мы уже наблюдали. Очевидно, грядёт замена азиатов и чернокожих на зелёных человечков. Кстати, а насколько политкорректен "Тетрис"? Там ведь тоже много "цветных стереотипов".
Статья получена: Membrana.ru