Жизнь США зависит от 162 скоростных шоссе - хайвеев\highway. Эти магистрали являются одним из "моторов" американской экономики.
Ежегодно жители Соединенных Штатов проезжают более 5 трлн. км по скоростным магистралям. По некоторым оценкам, стоимость всей транспортной инфраструктуры США ныне составляет около $2 трлн.
или более 13% от стоимости всего производственных активов страны.
Традиционно, строительство хайвеев и их поддержание в рабочем состоянии финансируется из бюджетов США и отдельных штатов. Однако, львиная доля финансирования поступает за счет коммерческой деятельности самих магистралей, в основном, за счет дорожных сборов.
Закон о Доходах Хайвеев\Highway Revenue Act, принятый в 1956 году, позволил создать специальный федеральный дорожный фонд\Highway Trust Fund с целью собрания средств специально для финансирования Национальной Системы Магистралей\National System of Interstate and Defense Highways. Прямой ответственностью этого фонда является распределение средств, полученных за счет сбора федеральных налогов. Фактически, эти дороги финансируются за счет владельцев автомобилей. Существуют особые сборы, включаемые в стоимость автомобильного топлива, покрышек, грузовиков, а также от перевозки крупнотоннажных грузов. С каждых 4 литров бензина, проданных на американской бензоколонке, дорожный фонд получает, в среднем, 2.5 цента. Средства, получаемые за счет этих сборов более, чем значительны, если учесть, что за год американцы сжигают более 656 млрд. литров горючего. В 2001 году лишь за счет этого сбора дорожный фонд получил более $30 млрд.
По данным Федеральной Дорожной Администрации\Federal Highway Administration, в 2001 году дорожные сборы принесли в бюджет дорожного фонда более $100 млрд., из которых было потрачено более $81 млрд. Из этой суммы почти 60% было получено за счет сбора налогов на топливо и автомобили, около 4% - за счет дорожных сборов (многие дороги взимают плату за проезд с каждого автомобиля - суммы сбора могут колебаться от $2 до $15), 6% - за счет частных инвестиций и 9% от продажи ценных бумаг.
Анализ федеральной программы скоростных магистралей, подготовленный экономистом Уилямом Бучнер\William Buechner при содействии Ассоциации Американских Автодорожников\American Road and Transportation Builders Association, является последним в серии исследований, показывающих какие выгоды приобрели США в результате создания магистральной дорожной сети. Ныне по дорогам США перевозятся товары на сумму около $5 трлн. Каждый $1 млрд., инвестированный в строительство транспортной инфраструктуры, приводит к созданию около 35 тыс. рабочих мест. Ныне в США в сфере дорожного строительства заняты около 300 тыс. человек.
Любопытно, что каждый $1 млрд. инвестиций позволил избежать более чем 1.5 тыс. смертельных случаев и 50 тыс. травм и ранений, поскольку качественные дороги значительно уменьшают риск дорожно-транспортных происшествий. Каждый доллар подобных капиталовложений, сделанных за последние 40 лет, позволил американскому обществу сохранить два доллара - за счет экономии, достигнутой в сферах здравоохранения и страхования, за счет снижения уровня безработицы и уменьшения производительности труда.