ПУТЬ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ
Однажды некий самурай пришел к легендарному Учителю Миямото Мусаси и попросил научить его Пути сабли. Тот согласился. Самурай, по указанию Учителя, проводил все время, таская и рубя дрова, ходил за водой к дальнему источнику. И так каждый день на протяжении трех лет. И вот он заявил своему учителю: "Что же это за тренировка, которой я занимаюсь?
Я не притронулся к мечу со времени моего прихода к вам. Я занимаюсь тем, что колю дрова и ношу воду весь день! Когда вы будете меня учить?"
"Хорошо, ответил Учитель, - я обучу Вас технике". Он пустил его в додзе и приказал ему каждый день с утра до вечера ходить по внешней стороне татами, когда одна нога следует за другой потом скользит, и таким образом, шаг за шагом, обходить весь зал.
И вот ученик в течение года ходит по краю татами. По истечении этого времени он опять обратился к Учителю: "Я самурай и много занимался фехтованием, встречал разных учителей кэндо. Но никто из них не учил меня так, как делаете это Вы. Научите меня, наконец, настоящему Пути меча".
"Хорошо, - сказал Учитель, - следуйте за мной". И он отвел его далеко в горы, туда, где находилась деревянная балка, переброшенная через пропасть ужасающей глубины. "Вот, - сказал Учитель, - перейди по ней на ту сторону пропасти". Ученик в страхе ничего не мог ответить.
Вдруг они услышали позади себя " тук-тук-тук" - звук трости слепого. Слепой, не подозревая об их присутствии, прошел рядом с ними и пересек балку, перекинутую через пропасть, нащупывая ее своей трости. И тогда ученик все понял и... прошел по узкому мостику в одно мгновение.
Итак, школа была полной: тренировка тела в течение трех лет; тренировка сосредоточения и концентрации на технике (ходьба) в течение года и тренировка перед лицом смерти (пропасть).
МАСТЕР И НЕРАДИВЫЙ УЧЕНИК
Некий молодой ученик, сильный в каратэ, решил, что он - не превзойденный мастер и взялся это доказать всему миру. Он отправился в соседнюю провинцию, в которой проживал известный старый мастер. Спровоцировать на бой, умудренного жизненным опытом человека было делом весьма нелегким. Молодому ученику пришлось изрядно потрудиться, разрабатывая план действий, последствием которых являлся бой.
Великий старец жил далеко в горах, вместе со свой семьей. Сезон тренировок подошел к концу и мастер с детьми и женой трудился на бобовом поле. Молодой ученик принес ведро навоза и специально высыпал его содержимое на бобы, решив тем самым вывести старца из себя и спровоцировать бой. Но не тут то было - мастер лишь улыбнулся в ответ, чем привел молодца в крайнюю ярость. Ученик "вскипел" и в порыве гнева сломал толстую деревянную палку. Старик, увидев это, предложил молодому человеку сломать прочный бамбуковый прут. Но молодой человек сделать этого не смог. Тогда, старый мастер одним ударом переломав прут, сказал молодому задире: "Иди к своему учителю, и скажи ему, чтобы он тренировал твой разум, также - как и твое тело...
"СТАРИК И ТИГР"
Несчастье обрушилось внезапно. Огромный тигр-людоед спустился с гор, в поисках добычи и стал нападать на беззащитных людей одной глухой деревушки. Страх и ужас охватил жителей уединенного селения. Бедным крестьянам ничего не оставалось делать, как обратиться к отважным молодым охотникам, живущим неподалеку.
На рассвете смельчаки отправились на то место, где в последний раз видели тигра, и привязав к дереву маленького ягненка устроили засаду. Время тянулось долго, но тигр все не появлялся.
Неожиданно на поляну вышел старик с огромной седой бородой. Увидев его, охотники рассказали ему про тигра и посоветовали спрятаться. Незнакомец улыбнулся и сказал, что он уже убил тигра и тот лежит неподалёку. Охотники решили, что старик, видимо, не в своём уме: мог ли он один справиться со страшным зверем. Заметив их явное недоверие, путник повернулся и спокойно пошел своей дорогой.
Охотники направились в том направлении, которое указал им старик, и вскоре увидели лежащего на земле тигра. Они внимательно осмотрели тигра, рассчитывая найти раны, нанесённые каким либо оружием, но ничего не заметили. Наконец охотники обнаружили, что у него сломан хребет. Какой же силой и ловкостью должен обладать человек, чтобы в одиночку и без оружия справиться с хищником! Вернувшись в деревню, охотники рассказали крестьянам о случившимся. И тогда кто-то вспомнил, что уже видел этого старика, и что это великий мастер каратэ из соседней деревни.
ВРАТА РАЯ
Воин Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил: “В чем разница между раем и адом?”
-- Кто ты? – спросил Хакуин.
-- Я самурай.-- Ты солдат! – воскликнул Хакуин.
– Какой правитель возьмёт тебя в охрану, если у тебя рожа нищего попрошайки? Нобусигэ рассвирепел и схватился за меч.
-- Ах, так у тебя и меч есть, -- продолжал Хакуин, -- и, наверное, слишком тупой, чтобы отрубить мне голову. Тут воин выхватил меч, а Хакуин заметил: «Вот открылись врата ада». При этих словах самурай понял учение мастера, спрятал меч и поклонился.
-- Вот открылись врата рая, -- сказал Хакуин.
ДЗЭНСКИЙ СТАРЕЦ И ВОР
Рекан, дзэнский старец, жил простой жизнью в хижине у подножья горы. Однажды вечером вор забрался туда и убедился, что взять нечего. Вернувшись домой, старец застал вора и обратился к нему: « Вы проделали большой путь, чтобы посетить меня, -- сказал он грабителю, -- вы не должны уйти с пустыми руками. Пожалуйста, возьмите как дар мою одежду».
Ошеломлённый вор взял одежду и ускользнул. Голый Рекан остался сидеть, глядя на луну. «Бедный малый, -- пробормотал он, -- жаль, что я не могу подарить ему эту прекрасную луну».
СМЕРТЬ МАСТЕРА
Один японский мастер, знал день, когда он умрет, поэтому он собрал всех своих друзей, учеников и близких, чтобы подготовить их к этому и проститься. Сидя с соблюдением всех необходимых правил, он попросил их не удивляться и не печалиться. Выразив всем благодарность, за их помощь и преданность, он скончался. Даже в смерти он продолжал сидеть в совершенной позе сэйдза (на коленях). Его тело умерло, но дух продолжал жить.
СИЛА ПРЕДАННОГО УЧЕНИКА
Когда-то, очень давно, один ученик встал перед своим учителем, чтобы защитить его от множества вражеских стрел, летящих в него. Стрела за стрелой поражали его тело, но он продолжал стоять, защищая своего учителя. Увидев это, атакующие, очень сильно испугались и убежали прочь. Они поняли, что его сила больше не принадлежала физическому миру.
ОГРОМНЫЕ ВОЛНЫ
На заре эры Мейдзи жил хорошо известный борец по имени О-нами – «Громадные волны». О-нами был чрезвычайно силён и хорошо знал искусство борьбы. В схватках наедине он побеждал даже своего учителя. Однако при публике он так терялся, что даже его собственные ученики могли побороть его.
О-нами чувствовал, что ему надо обратиться за помощью к дзэнскому учителю. Как раз в маленьком храме по соседству остановился странствующий дзэнский учитель Хакудзи, так что О-нами пошёл к нему и рассказал о своём несчастье.
«Твоё имя – Огромные волны, - сказал ему учитель, - останься на ночь в храме. Представь себе, что ты и есть эти огромные волны. Ты больше не борец, который боится. Ты – это огромные волны, сносящие и поглощающие всё на своём пути. Сделай это – и ты будешь величайшим борцом на земле». Учитель ушел.
СИЛА ПРОТИВ ТЕХНИКИ
Есть старая восточная пословица об одарённом необычайной силой бойце, который мог разбивать невероятное количество самых разных предметов. Уверовав в свою силу и непобедимость, он вызвал на поединок мастера, который не обладал такими способностями, но в совершенстве владел техникой и тактикой ведения боя. Поверженный через несколько секунд, силач был изумлён, а соперник сказал ему, что человек – это не груда черепиц, не оказывающая сопротивления, а существо, которое движется и к тому же обладает разумом.
ЯМАГУЧИ И ТИГР
Выдающимся мастером современного каратэ был Гоген Ямагучи. В молодости он отличался невероятной силой, ловкостью и прыгучестью. Среди профессионалов Ямагучи получил прозвище Кот (Нэко) и вполне оправдал это сравнение в стремительных атаках и пластичных уходах.
В 1930-е годы он неустанно оттачивал своё мастерство, а затем был направлен правительством Японии на разведывательную работу в Китай, где представилась хорошая возможность пополнить свои технические познания в кэмпо.
Однако в один прекрасный день японский шпион был схвачен местными властями. Китайцы, которые знали, с кем имеют дело, предложили Ямагучи выбор: пулю в лоб или гладиаторские игры. Кот выбрал второе. И вот на рассвете его вывели во двор тюрьмы, где стояла бамбуковая клетка с голодным тигром. Развязав пленнику наскоро руки и ноги, его втолкнули в клетку и захлопнули дверцу. Толпа любопытных собралась вокруг. Но аттракцион закончился быстрее, чем можно было предполагать. По свидетельству очевидцев, события развивались так. Увидев непрошеного гостя, тигр, прижал уши и присел на задние лапы, готовясь к прыжку. Используя этот момент, Ямагучи сам прыгнул вперед и одним ударом кулака в переносицу поверг хищника на землю. Исполинская кошка скончалась в страшных мучениях, а Кот был с почётом препровождён на родину.
СТАРИК И ДРАЧУН
Один юноша, три года изучавший каратэ, добился больших успехов. Почувствовал силу, он стал запугивать и притеснять жителей соседней деревни. Однажды, на горной дороге он встретил старика и грубо потребовал, чтобы тот убирался с его пути. Старик вежливо попросил пропустить его, но юноша стал жестоко избивать старика, пока тот не распростёрся на земле. Победитель восторжествовал – все его удары, отличавшиеся большой силой, достигли цели. Он же не встретил сопротивления, не считая того, что старик, по-видимому, случайно нанёс ему едва ощутимый удар в область сердца. Юноша даже не вспомнил об этом, когда вернулся в свою деревню. Находившиеся неподалёку люди видели происходящее, но не осмелились заступиться за старика, зная силу и буйный нрав юноши. Однако, как только он исчез, они бросились к пострадавшему, стараясь ему помочь. Но он вдруг сам поднялся, легко выпрямился и быстро ушел.
Примерно через две недели юноша начал чувствовать тошноту после еды и перестал хорошо спать. Через пять недель он уже ничего не мог удержать в желудке, и силы его таяли, как снег на весеннем солнце. К концу шестой недели он потерял 10 кг веса, не всовал с постели и был почти при смерти. Теперь он точно знал, что причиной его смертельного недуга был старик – его незаметный один-единственный удар. На пороге смерти он, наконец, понял свою вину, понял, что в суетном тщеславии поддался искушению стать самым великим и сильным, чтобы обрести власть над окружавшими его людьми, держа их в постоянном страхе. Искренне раскаявшись и зная, что дни его сочтены, юноша пожелал получить прощение, и послал своего брата на розыски старика. Сделать это, к удивлению брата не составило труда. Старик как бы знал, что юноша станет его искать, и сообщил всем, где он живёт. На следующий день брат привёл его к умирающему. Юноша попросил прощения, и старик, увидев, что просьба его искренняя, предложил свою помощь. Он дал юноше выпить какую-то жидкость, после чего тот сразу заснул. Постепенно силы стали возвращаться к юноше, и через неделю он был уже здоров.
Старик оказался учителем каратэ, проживавшим неподалёку. Он рассказал, что встреча на горной дороге не была случайностью - жители соседней деревни, долго терпевшие недостойное поведение молодого каратэиста, обратились к нему за помощью. По их просьбе старик и решил преподать юноше урок. Узнав об этом, юноша попросился к старому мастеру в ученики. Тот оказал ему доверие, и впоследствии юноша стал его лучшим воспитанником.