Путешествие по джунглям меня измотало вконец. Мы пробирались через непролазные чащи почти без отдыха. Единственную остановку на ночлег совершили в деревушке Лау. Живущее в ней племя карен было обращено в христианство в начале века невесть как попавшим сюда католическим монахом. И вот теперь по щиколотку в воде мы шли краем рисового поля, принадлежащего племени, снова в лес, за которым начинались владения лису.
Я давно собирался попасть к лису — народу, который в глубокой древности переселился из Тибета на восток Таиланда и оказался в самом центре «золотого треугольника», здесь же узнав, что такое опиум.
В поселке, где остановилась наша группа, я насчитал тридцать хижин. Они прилепились к поросшему лесом горному склону на высоте около 1000 метров над уровнем моря. В этой зоне — благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур и опиумного мака. В лесу можно укрыться от военных отрядов, которые приходят, чтобы уничтожить посевы опиумного мака и проучить непокорных.
Первое, что привлекло мое внимание в деревне,— необычайно красочные одежды жителей. Лица, наоборот, суровы, отчего и сами жители поначалу кажутся агрессивными. Но это только внешне. В любой момент нахмуренные брови может сменить широкая приветливая улыбка. У лису тонкие, приятные черты лица, гладкая и смуглая кожа. Но больше всего я был поражен их стремлением быть первыми. Я бы назвал это главной чертой характера — желание во всем быть первым. Каждый лису искренне убежден, что его семья, род или деревня — лучшие в округе, и готов отстаивать свое мнение самым решительным образом. Жители деревни уверены, что их девушки — самые нежные, красивые и лучше всех поют, их женщины — лучшие ткачихи, а их семьи самые умелые в разведении мака.
Дух соперничества особенно наглядно проявляется в одежде. Год от года она должна становиться все более утонченной, красочной и замысловатой. В день празднования Нового года по китайскому календарю женщины и девушки лису надевают на себя огромное количество всевозможных украшений из золота и серебра. Но если завидят опасность, в мгновение ока способны так спрятаться среди травы или кустарника, что их совершенно невозможно обнаружить. Девушек лису иногда называют еще «лесными куропатками».
Жизнь племени подчинена древним обрядам. Когда закладывают новую деревню, например, в приглянувшемся месте, на землю в виде креста укладывают рис. Затем ждут неделю. Если зернышки не сдвинутся с места, значит, духи одобрили выбор, и начинается строительство. Хижины сооружают так, чтобы вход в одну ни в коем случае не располагался напротив входа в другую,— между строениями должно оставаться достаточно пространства, чтобы добрые духи могли беспрепятственно ходить от дома к дому, а также, для того, чтобы не беспокоить соседей дымом от очага.
Мы очень быстро смогли убедиться, что, несмотря на свою сдержанность, лису очень гостеприимны. Гостя всегда накормят первым, принесут напитки, а после трапезы, устроив приезжего на новой циновке, предложат... трубочку опиума.
Природа в этом районе щедра, и не требуется большого труда, чтобы получать обильные урожаи. Это, конечно же, сказалось на характере лису, уверенных в себе и доброжелательных. Единственное условие ведения хозяйства — это ежедневный полив полей, которые орошаются при помощи бамбуковых акведуков и вручную. Как и большинство племен этого региона, лису занимаются подсечно-огневым земледелием, а также разводят птицу, свиней и буйволов.
У лису нет единого полновластного вождя. Это связано с особой клановой структурой. Шесть кланов существуют уже несколько веков. В переводе с языка лису называются они так: дерево, рыба, медведь, зерно, тростник и — самый многочисленный — мед. Старейшина каждого клана волен принимать решения в пределах своей небольшой общины: назначать день свадьбы, праздники в честь рождения ребенка. Существует и вождь—посредник между кланами. Функции его состоят в том, чтобы устранять и поддерживать мир среди лису. Но он не имеет, говоря нашим языком, законодательной власти. Все наиболее важные вопросы решает совет старейшин.
В каждом поселке лису есть дом «Апа-му-хи» — духа-покровителя деревни, в который разрешено входить только мужчинам. Хранитель, обычно один из самых старых и мудрых мужчин племени, поддерживает порядок в святилище, следит за точным соблюдением обряда жертвоприношений. Одновременно он является и астрологом, наблюдая за положением светил, дает советы старейшинам.
Высокий ранг занимает и колдун. Ок «связывается» с потусторонним миром. Колдуна совет племени выбирает еще в совсем юном возрасте. Для этого надо, чтобы ребенка «отметили духи». Например, он должен проявлять склонность к игре с огнем, предпочитать открытым местам замкнутое пространство, не любить яркого света и вообще отличаться от других обычных детей. Нетрудно догадаться, что такой ребенок обладает повышенной чувствительностью и раздражительностью. С детских лет за развитием этих его качеств строго следит совет общины. Основная задача колдуна — изгнание злых духов из больных людей и заклинание жилищ. С этим он справляется.
Единственное, что пока не удается колдунам лису, а может, они не очень к этому и стремятся, так это прогнать истинных виновников их несчастий и конфликтов с властями — торговцев наркотиками, которые все чаще наведываются сюда. Суля хорошее вознаграждение, они стимулируют рост посевных площадей под опиумным маком.
Получение наркотика стало, увы, традиционным. Поля опиумного мака занимают все верхние этажи горного склона, ниже высевают другие культуры. В каждой деревне, где нам довелось побывать, выстроены специальные дома-опиекурильни. Тяжело было смотреть, как собирались старики на трубочку зелья. Молодые глядели на старших восхищенно и с завистью — им вход в опиекурильню пока заказан. Видимо, лису понимают, что опиум оказывает вредное воздействие на организм. Поэтому и курить его разрешают лишь людям преклонного возраста. Однако рано или поздно лису приобщается к опиуму. Другое дело, насколько быстро яд окажет свое разрушающее воздействие. Но рано или поздно это происходит.