На дворе звонкая осень, октябрь уже наступил, но теплые денечки в Москве невольно заставляют меня вспомнить прошлый ноябрь, когда такая же роскошная погода стояла в Италии. Год назад я отправилась в путешествие по "городам искусств".
Венеция: миф или реальность?
Начиная знакомство с любым городом, путешественник обычно запасается картой. Будьте уверены, в "городе на воде" вы перестанете изучать Венецию по карте, слишком много отвлекающих моментов на каждом шагу: соборы, мосты, дворцы и вода, кругом вода!
Да и заблудиться тут невозможно, хотя понять логику венецианских улиц весьма трудно. Зато любезные венецианцы на всех улочках-калле повесили указатели к главным достопримечательностям города: площади Сан-Марко, мосту Риальто. Площадь Святого Марка — покровителя города — единственная площадь Венеции, остальные называются кампо, площадочки.
Все знают, что в Венеции вместо улиц — каналы с водой. История этого уникального города началась в период вторжения лангобардов в 568 году, когда венеты были вынуждены бежать на острова лагуны. Островов насчитывается 118, некоторые из них до сих пор необитаемы. А те, где живут люди, соединены множеством мостов и мостиков. Многие имеют названия, например, Соломенный, Босоногих... Путеводитель говорит, что мостов аж четыреста! Но самый знаменитый, это Риальто, или Возвышенный. Примечательно, что самая широкая "улица" Венеции — Большой Канал — через который перекинут Риальто, долгое время вообще не имел мостов. Видимо построить мост через достаточно широкую акваторию — дело не простое.
По водным улочкам венецианцы перемещаются на собственных моторках, на общественном вапоретто, катерах-такси или гондолах. Последние — достаточно дорогие, например, полчаса на гондоле обойдется вам в 30 евро, а водные такси заказывают только богатые туристы. Зато вапоретто покажется сущим пустяком — всего пару евро. Прокатиться на гондоле — это обязательный пункт программы пребывания. Увидеть Венецию с воды — значит попытаться убедиться в ее реальном существовании, ибо самое трудное в Венеции — это невозможность поверить в свое пребывание здесь.
Каменный цветок Флоренции
Во Флоренцию мы приехали после сказочной Венеции. Казалось, самые яркие впечатления остались на дне неторопливой гондолы... Словно неприступная крепость, "цветущая" Флоренция — так был назван город при Юлии Цезаре — пыталась закружить нас в лабиринтах суровых каменных зданий. Но нить Ариадны нашего гида вывела на площадь Домского собора...
Вот он, "аленький цветочек" Флоренции! Великолепный собор Санта Мария дель Фьоре из бело-зеленого мрамора, занимающий 4-е место в Европе по величине и являющийся самым высоким зданием в городе. Площадь, на котором стоят собор, колокольня Джотто и баптистерий (крестильня), очень маленькая, поэтому ансамбль зданий никак не хотел помещаться в кадр! Эх, как не хватает широкоугольного объектива, — подумала я и отправилась искать другие интересные объекты для съемки.
Площадь Синьории значительно просторнее Домской. Палаццо Веккьо или "старый дворец", по красоте, конечно, значительно уступает Домскому собору, но его строгая архитектура внушает уважение. На площади можно увидеть скульптуры Нептуна, Давида, Персея и других известных героев и богов. Большинство из них — копии, но встречаются и оригиналы. Это на улице-то, под открытым небом! Невероятно!
Когда-то на пьяцца Санта-Кроче (XIV век) устраивались игрища и ристалища (гимнастические и конные состязания), но и в наше время огромная площадь не простаивает: здесь проходят рок-концерты, матчи по футболу, а зимой работает каток. В обычные дни в окружении маленьких кафе и сувенирных лавок полно туристов и девушек-челночниц с восточным разрезом глаз. Пытаясь продать пестные шарфики с помощью жестов и пары слов итальянского, они провожают до церкви Санта-Кроче любого, кто хоть немного заинтересовался их товаром. Подобный навязчивый сервис — примета времени и крупных туристических городов.
Но главная достопримечательность площади — это базилика Санта-Кроче — францисканская церковь, пантеон и музей в одном флаконе. Здесь похоронены Микеланджело, Галилео Галилей, отсюда вывезли в Равенну прах Данте, а на остальных надгробных плитах упомянуты порядка 200 знаменитых фамилий. Собор — это не только храм бога, но и музей истории (что характерно для итальянских церквей), поэтому за вход берут небольшую плату. Здесь сохранились фрески Джотто (справа от алтаря), братьев Гадди, оригиналы старинных церковных книг. Интересно взглянуть на уменьшенную копию базилики Санта-Кроче, хранящуюся в стеклянном кубе, которую фотографировать запрещано.
Стоит отметить, что список "живших и творивших" во Флоренции огромен. Их произведения можно увидеть в многочисленных музеях города, коих здесь так много, что можно даже не пытаться все осмотреть. Но обязательно нужно посетить галерею Уффици — самый старый и богатый музей Флоренции, чтобы увидеть произведения Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Однако если в музей попасть не удасться, не страшно, ибо во Флоренции музейные экспонаты встречаются на каждом шагу, в любом соборе и палаццо. Думаю, Флоренция по праву может называться музеем под открытым небом, как и Рим.
Центр Флоренции — та его часть, где сосредоточены основные достопримечательности, кафе, рестораны и неплохие магазины — достаточно компактна. Основная часть его часть закрыта для транспорта. После ошеломляющих музеев здесь можно расслабиться за чашкой капучино, получить удовольствие от шопинга и накупить самых разнообразных сувениров.
Рим. Mamma Mia!
— Здравствуйте! Меня зовут Ольга, я русская, живу в Риме уже 14 лет, замужем за итальянцем, имею 2-х детей и 6-комнатную квартиру, — на одном дыхании представилась нам наш новый гид. Новый, потому что в каждом городе Италии может работать только акредитованный здесь гид, другим работать строго запрещено. Позади Венеция, Флоренция, Сиена, Пиза... море впечатлений. Но после вступительного слова Ольги наша группа поняла, что Рим — это что-то особенное. И не ошиблась. Рассказ об историческом центре города был таким увлекательным, что мы слушали, разинув рты.
Если все дороги мира ведут в столицу Италии, то в масштабе Рима они упираются в Палатинский холм, где в 753 году до н. э. Ромул основал первое поселение. Тут же, на Капитолийской возвышенности сохранились развалины Римского форума с арками, храмами, соборами... В двух шагах — великолепный Колизей, руины Траянского рынка, термы, соборы, музеи. Осмотр всех достопримечательностей складывается в неутомительную, но очень интересную прогулку по городу. Mamma Mia! Не врут путеводители, Рим — это действительно музей под открытым небом!
Центр современного Рима — piazza Venezia — отправная точка для экскурсий, развлечений, шопинга и праздного времяпровождения. На месте древних средневековых улочек в 1911 году возвели огромный монумент королю объединенной Италии Виктору Эммануилу, справа (если встать к монументу лицом) палаццо Венецио и церковь Св. Марка (в одном здании), слева — еще одно палаццио, описание которого не было найдено ни в одном путеводителе.
Пантеон находится на углу площади делла Минерва, в историческом центре Рима. Здесь всегда многолюдно. Днем и ночью на площади гуляют туристы, отдыхают римляне, развлекается молодежь. Ступеньки Испанской лестницы ведут к церкви XVI в. Тринита деи Монти. Сверху открывается великолемный вид на окрестности Рима.
Если вы окажитесь в Риме, обязательно посмотрите ночной город! Ночной Рим это совсем другой Рим, ибо дневная обзорная экскурсия охватывает не все достопримечательности, которые в искуственном освящении даже интереснее! Например, вы узнаете, "дома ли Папа", завернув в Ватикан и увидев два светящихся окна его кабинета в палаццо.
Главная достопримечательность римского метро — это графити, которым расписаны вагоны. Наверно так римляне компенсируют мрачные темные станции метрополитена, похожие друг на друга как близнецы. Зато электронное табло показывает время, сколько осталось ждать до прихода очередного состава. Удобны здесь и проездные билеты. Самый дешевый тариф, 1 евро, позволяет входить и выходить из подземки в течение 75 минут.
Перечитав написанное, я с огромным сожалением поняла, что не рассказала об очень многом. Одни приключения в Риме потянут на отдельную статью. Но если написать обо всем, то что вам тогда останется? Поезжайте в Италию, вы все увидете своими глазами!