Начнем с того, что практически во всех авиакомпаниях на чартерных рейсах дети до 2 лет летают бесплатно. На обычный рейс на билет для детей до 2 лет действует скидка 90%, правда, без права провоза багажа и без предоставления отдельного места. Каждый из родителей имеет право провести одного ребенка до 2 лет со скидкой 90%. На других детей до 2 лет предоставляется скидка 50%. Если вы хотите забронировать за ребенком отдельное место, то необходимо приобретать билет, как для ребенка до 12 лет.
В данном случае ваша скидка 50% и право провоза багажа.
При бронировании билетов обязательно сообщите, что с вами летит ребенок, и назовите его возраст. Дело в том, что дабы сделать полет максимально комфортным и для взрослых, и для детей, большинство крупнейших авиакомпаний предоставляют специальные семейные и детские услуги.
British Airways
Эта авиакомпания предлагает систему услуг Skyflyers, направленную на улучшение качества обслуживания пассажиров с детьми. Во-первых, они имеют право провозить дополнительное количество багажа и первыми проходить на посадку. Во-вторых, члены одной семьи получают возможность сидеть рядом друг с другом. Кроме того, детям до двух лет предоставляется удобное сиденье-кроватка, а малышам постарше – специальные кресла, разработанные фирмой Britax. При покупке билета можно заказать специальный набор для ухода за грудничком, куда входит несколько одноразовых подгузников, влажные салфетки, подогреватель для бутылочек и еще масса вещей, которые могут пригодиться в полете, включая пеленальный столик.
На борту самолета ребенка ждут тщательно подобранные игрушки от известной фирмы «Hamleys». Самые маленькие путешественники в качестве подарка получают рюкзак «Винни Пух» с набором игр, красок и цветных мелков, куклы (Finger puppet), надевающиеся на палец, и карты с веселыми картинками. Детям до 12 лет подарят рюкзак «Микки Маус», наполненный всем необходимым, чтобы занять их во время полета. Более старшим ребятишкам помимо специального журнала «Взлет» вручают спортивные пластиковые бутылки, ручку и персональный органайзер.
В спинки кресел вмонтированы телеэкраны, демонстрирующие программу «Фильм для всей семьи». Кроме того, дети могут посетить пилотскую кабину, сфотографироваться в командирской фуражке и даже получить сертификат, удостоверяющий пребывание рядом со штурвалом во время полета.
Отдельно стоит сказать о питании. Детская еда упакована в специальный пластмассовый чемоданчик, который можно взять себе на память. А чтобы ваш обед не остыл, пока вы помогаете малышу справиться с его порцией, British Airway ввела специальную услугу – дети едят первыми. Казалось бы, пустяк, но сколько сил и здоровья сбережет это родителям.
Аэрофлот
Наш родной Аэрофлот по количеству и качеству услуг для родителей с детьми ни в чем не уступает крупнейшим иностранным компаниям. Самым маленьким путешественникам (до 10 месяцев и весом до 10 кг) по просьбе родителей на время перелета может быть предоставлена специальная люлька, а малышам от 10 месяцев до 2 лет – специальное сиденье-кроватка. О том, что вы нуждаетесь в этой услуге, необходимо указать во время заказа билетов. Детское меню в Аэрофлоте не такое разнообразное, как в европейских компаниях, но зато собрано из знакомых и привычных нашим детям продуктов.
В полете малышам от 3 лет предлагается широкий выбор настольных увлекательных игр и детских книжек. А ребят постарше ждет детский бортовой журнал – «Аэрофлот Юниор». Красочное издание ориентировано на детей в возрасте от 3 до 12 лет. Оно в игровой форме знакомит их с историей авиации, мировыми достопримечательностями, жизнью и интересами сверстников из других стран, а также возможностями, которые предоставляет Аэрофлот для авиапутешественников.
Маленьким пассажирам из бизнес-класса на память подарят симпатичный рюкзачок с символикой компании, наполненный забавными книжками, ручками и блокнотами.
Кроме того, компания Аэрофлот регулярно проводит для детей всевозможные конкурсы на лучший рисунок, лучшую эмблему-идею, лучший рассказ о самолете будущего. Во время полета ребенок может нарисовать рисунок на заданную тему и передать свое творение стюардессе. И, возможно, по возвращении домой его будет ждать ценная бандероль с призом.
Трансаэро
Даже если при бронировании билетов вы забыли предупредить о том, что летите с ребенком, на борту вам предложат удобную люльку. Правда, они предназначены лишь для грудничков, чей рост не превышает 60 см. Ребенка постарше можно разместить в удобном кресле-кроватке, которое устанавливается рядом с пассажирским сиденьем. Если вы летите бизнес-классом, вам предоставят специальный детский бокс, чтобы иметь возможность перепеленать и покормить малыша.
Экипаж этой компании справедливо полагает, что «если у ребенка есть занятие, все вокруг счастливы». Поэтому еще до взлета стюардессы раздают детям специальные пакеты с играми, кроссвордами и головоломками на разных языках. А также наборы фломастеров, карандашей, альбом для рисования, настольные игры и мозаики. Ребятам постарше предлагаются специальные плееры и диски с популярными детскими песенками из мультфильмов и сказками. Особой популярностью среди детей всех возрастов и их родителей пользуются информационно-развлекательные аудиоэкскурсии по местам, над которыми в данный момент пролетает самолет.
Также при бронировании билета можно заказать специальное детское меню или составить свое меню с учетом вкусов ребенка и медицинских показаний. На борту всегда найдется расфасованное детское молоко, сухая смесь и баночки с детским пюре.
East Line
Эта авиакомпания в основном занимается чартерными рейсами. Поэтому цены на билеты несколько ниже, чем в других авиакомпаниях. Но на качестве и количестве услуг для детей низкая стоимость билетов не отражается. Пассажиры с детьми имеют возможность первыми пройти регистрацию и подняться на борт раньше других. Независимо от того, на какие места вы приобрели билеты, стюардессы постараются разместить вас в первые ряды, где можно удобно вытянуть ноги и поиграть с малышом. В туалетной комнате имеется все необходимое для пеленания и переодевания ребенка, включая столик, одноразовые пеленки, влажные салфетки и подгузники. Кроме того, на борту имеется стандартный набор книг и журналов на нескольких языках для детей разного возраста.
Покупая авиабилет, вы совершенно бесплатно можете заказать для ребенка специальное питание. Кроме традиционного бортового питания, включающего обед или ужин (салат, закуска, горячее блюдо, десерт), завтрак (легкое горячее блюдо без гарнира, закуска или десерт), snack (закусочный вариант), на борту предлагают пассажирам максимально широкий выбор специального питания. В дополнительное питание входит специальное детское, вегетарианское, диетическое меню, учитывающее религиозную принадлежность. Клиент вправе заказать его для себя при бронировании билета. Причем без доплаты, так как особое меню входит в стоимость услуг авиакомпании.
Единственный недостаток – отсутствие на борту специальных люлек и кресел для малышей. Но расстраиваться не стоит – в салон можно взять коляску, только без колес, их придется сдать в багаж.
Рельсы – рельсы, шпалы – шпалы...
Путешествие на поезде – вещь утомительная, особенно с маленьким ребенком. И все же тем, кто по тем или иным причинам предпочитает путешествовать наземным транспортом, железнодорожные компании также предоставляют различные пакеты семейных услуг.
По России для провоза детей от 5 до 10 лет приобретается детский билет – 50% от стоимости взрослого билета. Дети до 5 лет путешествуют бесплатно. При одном пассажире может ехать бесплатно один ребенок в возрасте до 5 лет, если он не занимает отдельного места.
В страны Европы дети до 4 лет провозятся бесплатно. В Финляндию за так можно провести чадо до 6 лет, конечно, если оно не занимает отдельного места. Если пассажир везет более одного ребенка не старше четырех лет, то на каждого следующего необходимо приобретать детские билеты. Билет ребенку 4–12 лет обойдется вам 50% стоимости билета взрослого. Возраст ребенка определяется на день отъезда на основании свидетельства о его рождении и паспорта одного из родителей.
В обычных российских поездах дальнего следования никаких специальных услуг для родителей с детьми не предусмотрено. Но в последнее время появилось достаточно много фирменных поездов и фирменных вагонов как международного, так и внутреннего сообщения, где все готово к приему семьи с самыми маленькими туристами.
Цена на билеты в фирменном поезде выше на 25–70%, но за дополнительную плату пассажиры получают и массу дополнительных услуг. Так, в фирменном поезде можно всей семьей отправиться в вагон-ресторан, где есть специальное детское меню и удобные стульчики для кормления, или заказать обед прямо в купе.
В некоторых поездах при посадке дарят комплект по уходу за ребенком, куда входит несколько одноразовых подгузников, влажные салфетки, соска, детская бутылированная вода и слюнявчик.
Детям постарше вначале пути подарят увлекательные книжки-раскраски, сборник ребусов и кроссвордов, а также путевой журнал, где в доступной форме будет рассказано о предстоящем путешествии. Также при покупке билетов можно заказать пеленальный столик, подогреватели, стерилизаторы бутылочек и специальную детскую кроватку (для детей до 3 лет) или попросить установить защиту на обычную кровать.
Отдельно стоит сказать о туалетах: в фирменных поездах и вагонах они отличаются не только чистотой, наличием жидкого мыла, туалетной бумаги, одноразовых полотенец и бумажных накладок на сиденье, но и повышенной комфортностью. Для маленьких пассажиров можно заказать переносной биотуалет, который можно поставить прямо в купе.
Европейская карта скидок
В конце прошлого года российские железные дороги начали продажу карт «Евро Домино». Это международный проездной документ многоразового использования для проезда по железным дорогам Западной Европы. Владелец такой карты может использовать ее в течение одного месяца и самостоятельно вносить в билет нужные ему даты. Этого вполне достаточно для посадки в поезд в большинстве стран, работающих по системе «Евро Домино». Если на железной дороге выбранной страны установлено обязательное резервирование мест, как, например, на российских железных дорогах, то пассажиру, прежде чем садиться в поезд, нужно обратиться в пункт продажи билетов за получением места. Можно одновременно оформить несколько карт для проезда по разным странам или карту проезда по одной стране, но с разными сроками. В среднем стоимость поездки по карте «Евро Домино» дешевле разовой поездки в 1,5–2 раза. Покупая эту карту для использования в одной стране, пассажир получает право оформить транзитный проезд железнодорожным транспортом до выбранной страны со скидкой до 50%. Соответственно, чем больше дорог, работающих по системе «Евро Домино», попадет в маршрут следования, тем дешевле обойдется поездка.
Приобрести карту «Евро Домино» можно вне зависимости от того, каким видом транспорта вы будете добираться до страны назначения. Стоимость карты для пассажиров младше 26 лет ниже в среднем на 20%, а для детей – на 50% от полной стоимости.
Карты льготного проезда продаются во всех кассах железнодорожного транспорта, реализующих билеты в международном сообщении. По системе «Евро Домино» работают железные дороги Великобритании, Болгарии, Чехии, Македонии, Швейцарии, Люксембурга, Румынии, Греции, Германии, Дании, Италии, Хорватии, Югославии, Венгрии, Нидерландов, Норвегии, Австрии, Польши, Испании, Швеции, Бельгии, Франции, Словении, Турции, Финляндии, Словакии и России. В систему «Евро Домино» не входят железные дороги Белоруссии и Украины.
Удачного путешествия!
Большинство уважающих себя авиакомпаний предлагают услуги по сопровождению детей. Однако существуют возрастные ограничения: в подавляющем большинстве в одиночестве летают, как правило, дети от 5–8 до 14 лет.
После оформления всех документов ваше дитя окажется в руках сотрудника аэропорта, который поможет пройти ему паспортный контроль и посадит в самолет. Потом ребенка берет стюардесса, которая будет кормить и развлекать малыша в полете. После приземления она сдаст «одиночку» своему коллеге в аэропорту, где ребенка проведут через паспортный и таможенный контроль и в целости и сохранности передадут в руки встречающим.
Покупая билет малышу, необходимо сообщить имя, фамилию, адрес и телефон человека, провожающего ребенка, и данные встречающего его в пункте назначения. Вся информация заносится в компьютер и вписывается в специальную книжку с самокопирующимися купонами. У провожающего, после того как он отдал ребенка в руки сотрудников авиакомпании, остается купон-расписка с указанием даты и времени «изъятия» маленького путешественника. Затем такой же купон остается в руках сотрудников авиакомпании на земле, после того как они отдадут юного пассажира под присмотр стюардесс. При прилете в транзитный аэропорт экипаж передает ребенка наземным сотрудникам авиакомпании, которые пересаживают малыша на другой авиалайнер. И так пока ребенок не попадет в руки встречающего.
При этом каждый раз из книжки вырывается купон с указанием имени человека, сопровождающего малыша, и его подпись. Благодаря самокопирующимся купонам вся информация остается в книжке.
Впоследствии, если ребенок, не дай бог, не долетел до места назначения, потерялся, можно легко определить, на какой стадии произошел сбой и таким образом быстро найти потерявшегося. Для избежания подобных ситуаций многие авиакомпании перед отлетом вешают детям на шею специальную яркую сумочку с буквами UM (unaccompanied minor), вкладывают в нее все необходимые документы. Иногда юному туристу дают еще и яркую кепку с такими же буквами, чтобы его можно было легко увидеть в толпе пассажиров. Так что, отправляя ребенка в самостоятельное авиапутешествие, вы можете быть спокойны за его судьбу.
Существуют три класса комфортности авиаперелета: эконом-, бизнес- и первый, но, правда, такая «градация» есть не во всех авиакомпаниях. Так, в DELTA Air Lines, континентальных авиалиниях, AJT и некоторых других авиакомпаниях есть только два класса – эконом- и бизнес-элит. Питание эконом-класса недорогое, но качественное. Как правило, предлагается выбор из двух горячих блюд. В бизнес-классе у пассажиров есть возможность выбирать уже из трех горячих блюд. А в первом классе меню еще более разнообразное, причем обслуживание пассажиров первого класса максимально приближено к ресторанному варианту: сначала подается закуска, потом горячее, затем десерт. Чем дороже стоит билет, тем больше выбор блюд и изысканнее меню. Специальные детские меню есть в любом классе.
Что касается детских развлечений, то они есть во всех классах. Только маленькие пассажиры из бизнес- и первого класса получают игрушки и книжки в подарок, а те, кто летит эконом-классом, – лишь на время полета.
В вашу записную книжку:
справочная информация о проезде на железнодорожном транспорте в дальнем и пригородном сообщении т. (095) 266-93-33;
справочная информация о поездах международного сообщения т. (095) 262-06-04