Слово «гравикар» многие из нас знают по фантастической литературе, в которой этим термином разные авторы часто обозначают некое транспортное средство, игнорирующее земную гравитацию. Мы фантастикой не занимаемся, поэтому предлагаем называть гравикарами машины, в которых движущей силой является, наоборот, исключительно земное притяжение.
Недавно мне довелось побывать на трассе Сузука на гонках «Формулы-1», где известные пилоты, как и следует того ожидать, проносились под оглушающий рев моторов. А болельщики, в свою очередь, в количестве 250 тысяч человек не пожалели по 300 долларов за возможность болеть… одними глазами — уши зрителей были плотно заткнуты предлагавшимися на входе поролоновыми тампонами. Неужели автоспорту суждено всегда быть столь громким событием?
Гравикар Lotus рассчитан на 370 км/ч, а стоит дороже обычного автомобиля |
Скорость нарастает, болельщиков вдоль трассы становится все больше... Электромобили? Да нет, это… мыльницы. Или, точнее, ящики для мыла — а как еще прикажете перевести на русский слова Soapbox или Seifenkisten? Автору, правда, больше нравится встречающееся иногда название «гравикары». Оно отражает всю физическую суть происходящего, ибо движение вниз по наклонной трассе подчиняется ньютоновскому закону всемирного тяготения. Гравитация — вот что «спрятано» в них вместо моторов, вот что заменяет оглушительно ржущие лошадиные силы!
Любительские гонки завораживают не скоростью, а креативом создателей «болидов» |
Все началось в далеком 1933 году, когда американский репортер обратил внимание на ребят, с визгом катившихся под горку по улицам Дайтона в криво сколоченных ящиках с колесиками. Забава показалась интересной, и хваткий янки организовал из нее шоу: гонки для юниоров. А какое шоу без спонсоров? И вот некая мыльных дел фирма не только поместила на упаковочном ящике изображение такого «автомобильчика», но, более того, предложила готовый комплект для переоборудования своей, конечно же, «самой прочной в мире тары» — в гоночный «болид». Так родились Soapbox Derby, довольно быстро завоевавшие другие страны и континенты. Нынче в США только участников насчитывается до 25 000, а болельщиков и вовсе полтора миллиона! Новый и недорогой вид спорта переплыл океан на американском корабле сразу же после войны. В оккупированной Германии забавы молодых янки попали под покровительство «Опеля», их переименовали в Seifenkistenrennen, и именно это длинное слово поможет вам найти в Интернете много интересного о соревнованиях на гравикарах.
Возможно, так выглядели первые «мыльницы». И еще вопрос: был ли у них руль... |
В этом транспортном средстве четыре колеса и две независимые тормозные системы. И еще сиденье, на котором восседает… Тут все зависит от рейтинга конкретных соревнований. Старики среди увлеченных грависпуском с горы не попадаются, а вот дети от 8 лет встречаются часто. Причем верность этому виду спорта они сохраняют до 21 года — таков официальный возрастной ценз участников. Соответственно, определены классы гравикаров и прописаны требования к ним. Скажем, немецкий «ящик» для самых маленьких должен быть длиной до 205 сантиметров, шириной до 45, полной массой (с пилотом) не более 90 килограммов. Главное же: колеса, тормоза, рулевое управление — только фирменное, как и защитные шлемы, и ремни безопасности.
Самый китчевый здесь класс — Gaudie. В этом классе можно соревноваться кому угодно и на чем угодно. Лишь бы не было мотора, а были хоть какие-то руль и тормоза. Такие гонки собирают буквально толпы зрителей по всему миру: многим любопытно увидеть несущегося под горку джентльмена в универсамовской тележке или леди в кровати на колесиках. А уж если неловкий гонщик слишком увлечется скоростью и опрокинется на повороте, восторгу зрителей не будет предела!
Для победы в Soapbox Derby гонщику нужно проявить искусство вождения в не меньшей степени, чем в «Формуле-1», а то и в большей. Там затащить машину в крутой поворот, пройти его веером помогает мотор, а в гравикарах есть одни тормоза. Причем скорость постоянно нарастает, и нужно очень точно рассчитать торможение. Не додавишь на педаль — окажешься в брикетах соломы, которыми по традиции огораживают трассу вместо штабелей старых покрышек. Перетормозишь — прощай верхняя ступенька пьедестала. Потери времени будут измеряться целыми секундами, ведь компенсировать задержку, кроме единой для всех гравитации, нечем!
Профессионалы быстро оценили эти тонкости и потому вовсе не чураются предложений поучаствовать, скажем, в Гудвудских Soapbox Challenge. Среди командиров «мыльниц» здесь можно встретить, например, выступающего за команду «Форда» Дэвида Брэбхема, 38-летнего сына легендарного гонщика, сэра Джека Брэбхема. Дэвид не раз побеждал в гонках Ле Ман, занимал пилотское кресло в болидах Ф3000, Ф3, Ф1. И хотя его EGGbox разогнался под гору всего до 108 км/ч, управлять им было ничуть не проще, чем монстрами с «табунами горячих коней» под капотами.
Детские гонки, спонсируемые "Фольксвагеном" |
Когда огромное (11 500 га) поместье Гудвуд перешло по наследству от герцога Ричмондского его сыну, графу Мэрчу (нынче лорд Мэрч — президент Британского автомобильного гоночного клуба BARC), он немедленно осуществил свою мечту: организовал всемирный «фестиваль скорости» для классических гоночных автомобилей. А дорожки в парке около дворца пригодились для других соревнований: лорда посетила гениальная мысль организовать Soapbox Challenge на высшем уровне с привлечением грандов автомобилестроения. Эти соревнования проходили здесь с 2000 по 2004 год, собирая около 20 именитых участников. Ford, Lotus, Bentley, Bugatti, Porsche, Bertrandt, Ricardo… Назвать эти болиды мыльницами язык не поворачивается — это настоящие гравикары. Ведь когда на кону абсолютное мировое первенство, важны каждый грамм веса, каждый шарик подшипника, каждая сотая атмосферы в шинах, каждая секунда угла установки колес… Время заезда, составляющее всего около полутора минут, измеряют с точностью до миллисекунды! Поэтому в гудвудских болидах не редкость углепластиковые корпуса, керамические подшипники, титановые каркасы, аэродинамически совершенные формы... Нет лишь моторов. Зато есть регламент. Для начала на гравикар опускают прокрустово ложе в виде бездонного фанерного ящика размером 1 950х1 100 миллиметров. Поместился? Тогда на весы. Надо, чтобы масса с пилотом не превышала 135 килограммов, а его глаза были не ниже 770 миллиметров от земли. Кроме этого, гравикары в Гудвуде делят на два подвида: родстеры и стримлайнеры. Первые — открытые всем ветрам, без ремней безопасности. Вторые — с обтекаемым кузовом, в котором пилота фиксируют и страхуют 4 точечных привязных ремня. Возможности силы тяжести по разгону такого болида ограничены лишь протяженностью спуска и сопротивлением воздуха. Во всяком случае, расчетная предельная скорость Lotus-119В… 370 км/ч.
Впрочем, реально в Гудвуде редко кто сумел набрать больше 95 км/ч: спуск длиной 1,1 километра не оставляет шансов проверить теорию практикой.
Там, за океаном
Но ведь не Гудвудом единым живы «мыльные гонки». Сейчас центр земного притяжения переместился в Брукленд на Brooklands Museum Soapbox Derby, где в июле 2006 года на верхнюю ступеньку пьедестала взошел Пол Адамс, пилотировавший стримлайнер Lotus-119c. Не забыли про гравикары и янки: там самые «крутые» болиды участвуют в серии Extrem Gravity Racing (XGR).
А делают их, например, на Porsche. Точнее, в его калифорнийском отделении Porsche Styling в Хантингтон-Бич. Тут вообще отказались от «ящика» и оставили от него только доску под названием Soapboard. Юный пилот (а этот снаряд задуман для тех, кому от семи до двенадцати!) лежит на животе в безразмерном чехле из неопрена, обтягивающем фигуру, словно вторая кожа. Масса и сопротивление воздуха при такой конструкции минимальны, и даже на спуске длиной всего 200 метров удается прилично разогнаться!
Конечно, право прокатиться под горку с ветерком на болиде с лейблом знаменитой автофирмы дано не каждому, но зато в бесчисленных американских городках регулярно проводятся соревнования местного масштаба. В конце концов везде можно найти подходящий асфальтированный спуск. И тогда, пусть скорости и остаются скромными, можно сорвать аплодисменты болельщиков необычным и оригинальным дизайном. Предела же фантазии участников просто нет: в качестве иллюстраций мы выбрали всего несколько характерных примеров.
А вообще-то отличные горки найдутся и в России. Зимой, ясное дело, на санках, а вот летом… Кто возьмется провести первые отечественные гонки на гравикарах?