В тесте участвуют автомобили: ИЖ 2126
Хозяин дачи, на которой довелось провести очередные выходные, подошел к окну, взглянул на термометр, потом на меня и ядовито ухмыльнулся. Еще бы, владелец хоть и подержанной, но все же "семерки" БМВ предвкушал бесплатное представление. Прошлым утром его автомобиль так и не ожил (было "всего" -29°С), а нынешним, когда температура упала до -31°С, намечалось потешное зрелище - гость вознамерился завести ижевский универсал с карбюраторным уфимским двигателем. Затея казалась безумной. Будь мы с "ижачком" жокеем и скакуном, никто не рискнул бы делать на нас ставки.
А зря - способности темной лошадки в зимних дисциплинах порой удивляют.
Мотор пустился тогда с первой же попытки - правда, не без помощи эфира, впрыснутого в полость воздухофильтра. А до минус 26-27 градусов УЗАМ-3318 с бесконтактной системой зажигания уверенно заводится без каких-либо подготовительных операций. Рискну прослыть ретроградом, но факт остается фактом - исправный карбюраторный двигатель в мороз не умирает так безнадежно, как впрысковый. Отыскав нужную тактику пуска, его можно оживить, электроника же, как правило, говорит твердое "нет".
Следующим экзаменом для нашего ИЖ-21261 стал зимний пробег в южные края. Путешествие было вынужденным - в новогодние праздники авиация работала с перебоями, а обстоятельства требовали срочно посетить один дивный город на Кавказе. Почти полторы тысячи километров туда и столько же обратно удалось осилить за 38 часов (речь, конечно же, о дороге - сутки на месте в зачет не берем). Колеса универсала прокатились по всем типам зимних покрытий: голому льду, целине, утрамбованному и раскатанному снегу, мокрому асфальту. Приходилось штурмовать высокие сугробы, переметы, глубокие лужи (на юге была оттепель). ИЖ справился со всеми препятствиями. Мало того, доказал, что вполне пригоден для "дальнего боя" и в дороге утомляет водителя куда меньше, чем другие отечественные автомобили классической компоновки. В активе ижевского универсала удобная посадка, чуткое рулевое управление, жаркий отопитель, хороший свет фар, неплохие ходовые качества. Все эти достоинства зимой гораздо весомее таких недостатков, как шум двигателя и трансмиссии, относительно высокий расход топлива и некоторые огрехи эргономики. Но особой похвалы заслуживает проходимость. Все вместе: развесовка, геометрические параметры, энергоемкие подвески, подбор передаточных чисел коробки передач, тяговитый мотор, цепкие покрышки позволяют универсалу лазить там, где другим автомобилям с приводом на одну ось, а особенно вазовской "классике", делать нечего. Чтобы не быть голословным, предлагаю обратиться к цифрам. Посмотрите, например, результаты наших измерений дорожного просвета. Впечатляет? Весомость цифр можно усилить следующим фактом - легковой ИЖ-21261 по части геометрии почти не уступает полноценному джипу "КИА-Спортидж"! В общем, посадить "ижачка", конечно, можно, но для этого водитель должен поставить перед ним задачу, достойную вседорожника.
Что еще подтвердили замеры? В сравнении с хэтчбеком ИЖ-2126 универсал предоставляет больше пространства задним пассажирам. Расстояние от подушки сиденья до потолка увеличилось на 55 мм. Заметная добавка. А вот погрузочная высота уменьшилась на 16,5 см - укладывать скарб теперь намного легче.
Сплошные похвалы, неужели автомобиль сверхнадежен и ничего не ломалось? Как же без сюрпризов - конечно, были. Но прежде чем их перечислить, отмечу, что все они унаследованы от базовой модели - типичных только для универсала ни одной.
Итак, через 760 км пробега потек по сварному шву бак. Мудрить не стали и приобрели новый, благо стандартный от хэтчбека подходит без переделок. Едва одометр отсчитал полторы тысячи, порвался ремень генератора. Установили новый, фирменный, и с тех пор голова за эту деталь не болит.
"Доставали" и мелочи: незатянутые хомуты системы охлаждения, лишь размазывающие грязь щетки стеклоочистителя, "самовыпадающий" рычаг коробки передач. Все эти недостатки устраняются легко, а их источник - низкое качество комплектующих или недочеты сборки.
А вот периодические отказы спидометра - дефект, требующий внимания специалистов завода. С переходом на новую комбинацию приборов упразднили и привод гибким валом - теперь в коробку передач ввернут лишь электронный датчик скорости (почти такой же, как на переднеприводных ВАЗах). Но он работоспособен лишь в сухую погоду. Как только под колесами появляются более-менее глубокие лужи, датчик заливает, и спидометр перестает работать. Замена датчика помогает лишь до следующего контакта с влагой. Неудачное расположение, плохая герметичность разъемов? Думаю, проблему надо решать комплексно - ведь новой комбинацией планируют оснащать все модели Ижевского завода.
Как видите, ИЖ-21261 - автомобиль далеко не идеальный. Но пока его достоинства перевешивают недостатки, причем особенно ценна приспособленность к езде по нашим дорогам и к зимним условиям эксплуатации.