Когда-то в далеком социалистическом прошлом пресловутыми «пол-литрами» можно было за многое расплатиться, ну разве что из столицы до Крыма не доехали бы. А сегодня такой маршрут может стать реальным, только понадобится не водка, а литр бензина, которого хватит на поездку к морю и обратно. «Трудно поверить», скажете вы. Но не спешите с выводами, когда речь идет про автомобиль, участвовавший в экомарафоне компании Shell, которому одного литра АИ-95 хватает почти на 4 000 км!
«Мышка» из Турции заняла лишь 106-е место, «пробежав» на литре бензина всего 287 км |
Тогда и состоялся первый «Международный марафон пробега» (Shell International Mileage Marathon) в штате Иллинойс. Его результаты не привели, да и не могли привести к падению продаж бензина: люди, конечно, хотят сэкономить на топливе, но не готовы пересесть из огромных тяжелых лимузинов с кондиционерами в утлые, почти невесомые полувелосипеды с моторчиками от авиамоделей.
В общем, соревнования так и остались просто соревнованиями, хотя и переместились в 1985 году в Европу: на трассах Великобритании и Франции они проводятся теперь ежегодно.
Лауреат второго «социального» приза за... организацию конкурса «Мисс и мистер Марафон» |
Удивительное дело: как только мы ставим во главу угла какой-то один параметр из характеристики транспортного средства, оно начинает видоизменяться, чтобы наилучшим образом соответствовать предъявленным требованиям. Если этот параметр максимально возможный пробег на литре топлива, то автомобиль превращается в одноместную капсулу, плотно охватывающую пилота, катящуюся на узеньких велосипедных колесах с жесткими (может быть, даже литыми) шинами. Капсула эта, конечно, должна быть максимально обтекаемой и легкой даже легче водителя, если получится. В общем, ничего лишнего и даже того, что кажется совсем не лишним. Например, зачем на соревнованиях фары, генератор, стартер? С такими вопросами можно было бы далеко зайти, если бы не «Регламент» для марафона, написанный на 30 страницах и утвержденный Shell. В нем подробно изложены требования к машинам, судьям, пилотам и прочим важным вещам.
Вот, например, сам экипаж должен быть как минимум трехколесным с базой не менее метра и колеей от 50 до 110 см. Иначе легкая машинка будет запросто «кувыркаться» на трассе. Нельзя обойтись без четырехточечного ремня безопасности, гудка(!) и двухконтурной тормозной системы. В отдельную группу в «Регламенте» выделены так называемые «Урбан-концепты». Это дань тем, кто все-таки надеется доехать на литре бензина до Черного моря по дорогам общего пользования. Такая машинка должна иметь шансы получить номера в ГИБДД, а следовательно, ей нужны 4 колеса, ветровое стекло, дверь, багажник (не менее 40 л), зеркала заднего вида, фары, сигнальные фонари и даже буксирный крюк (наверное, на случай, если все-таки бензин в дороге кончится).
Кузов из папье-маше принес французам приз за экодизайн, несмотря на 118-е место |
Разумеется, конструкция двигателя отдана на откуп командам. Каждая придумывает что-то свое, но автомобильных рабочих объемов здесь не бывает. А вот 26,6 см3 запросто. При степени сжатия 13:1 такой цилиндр-наперсток выдает 0,768 л. с. и 1,8 Н.м крутящего момента. При этом моторчик совсем не прост: в нем два кулачковых вала, два клапана и две свечи! Описываемый гоночный болид тянет на 38 кг (без водителя, конечно) и обладает великолепной аэродинамикой: коэффициент сопротивления СХ=0,158 при площади лобового сечения 0,67 м2. Пилот управляет им лежа, скрючившись между передними колесами, а заднее приводится во вращение моторчиком с помощью велосипедной цепи. Впечатляет? Но Revolution, построенный командой Национального политехнического института из Гренобля, несмотря на громкое название, вовсе не рекордсмен, ведь ему литра бензина хватило лишь на 1 264 км.
Неужели можно еще уменьшить мотор? Наверное, только зачем? Ведь, например, дизельная английская «Минерва» в свое время показала заметно лучший результат 1275,6 км, при том, что объем ее цилиндра был целых 232 см3. Так что дело не в объеме, а в продуктивности идей разработчиков!
Пилот и ассистенты
Изначально Shell Eco-Marathon задумывался как соревнование студентов и учащихся технических колледжей. Ведь если им пока не по карману создать настоящий болид «Формулы-1», то поупражняться на сверхэкономичных миниатюрных мотоколясках и интересно, и полезно, и недорого. Под стать затратам и призы: команда-победитель, к примеру, кроме кубка получает всего 1 500 евро. Неудивительно, что нынешний марафон собрал 255 участников из 21 страны. И это не только страны «Большой восьмерки», но и представители Латинской и Центральной Америк, Восточной Европы, Африки. Вот только нашего триколора что-то не было заметно. Наверно, бензин пока еще слишком дешевый.
Итак, пилот обычно молодой человек возрастом от 13 лет и весом от 50 кг. Ему в помощь дают пару ассистентов, но они не имеют права касаться машины в момент старта никакого подталкивания, это вам не бобслей! Рост водителя «Регламент» не оговаривает, но тут все зависит от конструкции конкретной машины. Порой вся ее длина не превышает 2,5 метра, так что, как ни крутись, но рослого акселерата внутрь не уложишь. Кстати, слово «уложишь» здесь весьма к месту. Процедура «вхождения» в некоторые болиды выглядит так: пилота подвешивают с помощью ремней на палке, которую держат два ассистента (примерно так аборигены переносят крокодилов). Затем его аккуратно задвигают ногами вперед на имеющееся между колесами место. В рабочем положении голова водителя прижата к груди иначе не увидеть дороги А увидеть ее можно через окошечко, площадь которого должна быть не менее 25 см2.
«Урбан-концепт» из Порто привез команде 123-е место и скромный итог 181 км/л |
Чтобы сэкономить как можно больше топлива, лучше ехать помедленнее, но тогда гонка перестанет быть гонкой. Поэтому «Регламент» установил, что средняя скорость должна составлять не менее 30 км/ч. Иначе дисквалификация. Но только представьте, сколько времени придется ждать, пока машина проедет 2 0003 000 километров? Да тут и зрители разойдутся, и пилоты не выдержат! Поэтому на самом деле никто не едет до последних капель в баке. Если марафон проходит во Франции, участникам достаточно 7 раз пройти извилистую замкнутую трассу в Ногаро длиной 3 636 м. Всего, стало быть, ровно 25 452 м. Поделите это на скорость и увидите: весь заезд длится не более 50 мин. После каждой попытки (а всего их 4) израсходованное топливо пересчитывается в те самые фантастические тысячи километров на литр. То есть выясняется, столько бы такая машинка проехала, будь у нее и в самом деле бензобак литрового объема. На самом деле разрешается брать на борт лишь 30, 100 или 250 кубиков топлива («урбан-концептам» 350 см3).
Кстати, о топливе. Оно нынче может быть разным: и бензин, и дизельное, и этанол, и рапсовое масло, и диметилэфир, и сжиженный газ, и водород, и даже солнечная энергия. Чтобы справедливо сравнить достижения столь разношерстных участников, физики разработали специальные хитрые формулы, по которым истраченная энергия пересчитывается в количество бензина марки «Шелл Формула Супер 95». Бензин, понятное дело, не пересчитывают другую марку использовать просто запрещено!
Разумеется, как и на всяком соревновании, в Shell Eco-Marathon не обходится без попыток применить допинг. Не для пилотов, правда, а для машин. Например, спрятать в хитросплетении агрегатов и трубопроводов лишний бачок с топливом, аккумулятор и электромоторчик, баллон со сжатым воздухом или велосипедные педали. На страже порядка стоят маршалы, которые перед стартом только что не «обнюхивают» каждый болид. А что если заявить в документации вполне легальный стартер для пуска мотора, а потом незаметно включить его на дистанции? И этот номер не пройдет: специальная комиссия убедится, что стартер включается лишь на нейтральной передаче и при этом на крыше загорается ярко-красный маячок!
Из других требований отметим 30-секундную норму на пуск двигателя при старте и в случае остановки на дистанции. Не завелся, увы, пожалуйте на пит-стоп до следующего заезда.
Подсчитали прослезились
Победитель нынешнего марафона команда французского колледжа Lyce’e La Joliverie показала «лишь» 2 885 км, сильно не дотянув до установленного в прошлом году швейцарскими студентами рекорда 3 836 км. Первая тройка шла к финишу довольно плотно: серебро и бронза достались экипажам, «проехавшим» лишь на 101 и 155 км меньше. Интересно, что победитель в первом заезде вообще сошел с дистанции, второй финалист смог завершить лишь третий и четвертый заезды. Это свидетельствует об уровне надежности машин и лишает остатков надежды все-таки добраться до моря без поломок, хотя и на литре топлива. (Не забудьте, вся дистанция марафона была лишь 25 км, а от Москвы до Крыма полторы тысячи.)
Пришедший последним экипаж из Lyce’e Louis Delage показал 121 км/л, что в пересчете соответствует «аппетиту» в 0,83 л/100 км пробега. Похожий результат, между прочим, был у вполне серьезного концепта «Фольксваген», который, однако, не только вез двоих седоков, но и разгонялся до приличествующей скорости!
Помните, мы упоминали об «урбан-концептах», в которых пилот не лежит, скрючившись, и которые можно выпускать на дороги общего пользования? Увы, за все надо платить, и в этой группе результаты куда более скромные. Победила немецкая команда из Gewerblich Technische Schulen, машина которой прошла бы на литре 115 км (расход топлива 0,87 л/100 км). А последний участник из Турции и вовсе скатился до двузначного числа. Его результат 72 км/л. Или 1,4 л/100 км пробега. Это, конечно, куда лучше показателя «Оки», но в отпуск к Черному морю все же пришлось бы взять пару стандартных канистр с бензином. Вот, вероятно, для чего и предусмотрен «Регламентом» 40-литровый багажник.
Алексей Воробьев-Обухов