В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3151, УАЗ 3160 Симбир
Посмотреть другие фото (5) |
Проходимость и прочность ульяновских "вездеходов" более всего известны селянам и военным. До недавнего времени они были основными "потребителями" УАЗов.
Сколько ни модернизируй старый "469-й", а необходимость в замене его очевидна. И преемник уже давно известен - UAZ 3160: фотографии его все видели и статьи про него читали. Вот только на улицах этих машин не сыскать.
Так что с точки зрения простого автомобилиста это - совершенная экзотика. Почему? Во-первых, на момент нашего теста завод изготовил менее 1200 таких автомобилей, а, во-вторых, цена новинки превышала 220 тысяч рублей - это фактически самый дорогой отечественный автомобиль, не считая совсем уж редкостных VAZ 21106 и самобытных творений завода "Москвич". Остановимся на новом УАЗе подробнее.
Чтобы было от чего танцевать, в качестве "печки" мы взяли UAZ 31519, отличающийся от стандартного "козлика" - 31512 более мощным двигателем рабочим объемом 2,9 л, улучшенной отделкой салона и металлической крышей.
В чем они несхожи?
Оба автомобиля оснащены одинаковыми двигателями и коробками передач, но у них и немало отличий. Прежде всего, конечно, новый кузов "шестидесятого". А еще измененная рама, иное расположение крепежных подушек кузова, другая выпускная система и, может быть, самое важное - мосты с неразрезной балкой. Добавим к этому, что у 3160 мелкомодульная раздаточная коробка с одним рычагом управления, сцепление с диафрагменной пружиной и дисковые передние тормоза. В общем, прогресс налицо.
Конструкция передней пружинной подвески нового УАЗа мало чем отличается от той, что устанавливают на часть автомобилей 3151. Сзади - также трехлистовые рессоры увеличенной длины. Напомним, что у обычных УАЗов спереди восемь, а сзади семь или девять листов. К этому мы еще обратимся позже, а пока - внимание кузову.
Садиться в UAZ 3160 намного комфортнее благодаря более широким дверям и удобным подножкам. Правда, задним пассажирам явно не хватает внутренних ручек, за которые можно было бы взяться, взбираясь в салон, зато наружные достойны всяческих похвал - ничего лучшего на отечественных автомобилях еще не встречалось: большая скоба, которую достаточно просто потянуть на себя. Механизмы замков работают как часы, чего нельзя сказать про фиксаторы дверей в открытом состоянии - они слишком слабые. Тем не менее, если вспомнить еще про двойные уплотнители дверных проемов, то контраст со старой машиной получится разительный. Там правильно закрыть дверь - почти искусство, сквозняки - норма жизни, а пластмассовые наружные ручки замечательно ломаются на морозе.
Хочется отметить и заднюю дверь 3160, и достаточно большой прикрываемый ею проем. Но почему она открывается вправо, как на японских машинах? Неужто потому, что ее срисовали оттуда? Или, может быть, есть перспективы на экспорт в Великобританию? Будем однако справедливы: дверь хоть и открывается не в ту сторону, но газовых пружин на нее не пожалели, и под тяжестью запасного колеса она не провисает и при перекосе рамы не заклинивает. Багажник у 3160 больше, чем у предшественника, - длиннее задний свес, а по бокам удобные карманы.
Теперь в салон. Тут все как полагается в нормальном автомобиле - голого металла нет, везде ковры и пластик. Против последнего не возразишь, хотя есть претензии к качеству, но ковры... Впрочем, и в 31519 на полу тоже серый синтетический ковер. А как быть, если машина "прописана" в глубинке, где на дорогах только пыль да грязь?
Внутри новый автомобиль заметно шире предшественника, и втроем сзади не тесно. Самое существенное отличие салона UAZ 3160 - более низкая посадка водителя и пассажиров. Сидеть стало удобнее, особенно на заднем сиденье. У него, кстати, регулируется наклон спинки.
Порулим
Честно говоря, не верилось, что разница окажется столь заметной. UAZ 3160 легко уезжал от своего старшего соплеменника, как будто под его капотом был не такой же мотор, а на пару десятков сил больше. Между тем у него и главная пара "подлиннее", и масса посолиднее... На "нейтрали" "519-й" катился будто на тормозах, а "60-й" - как на роликах. Ситуация понятная - обычные УАЗы по-настоящему "раскатываются" только после 5000 км. Мосты новой машины, видимо, не нуждаются в такой долгой "обкатке".
Вряд ли стоит говорить, что 3160 на ходу заметно тише, а вот управляемость... Об этом надо сказать особо. Держать автомобиль в пределах своего ряда непросто. Гидроусилитель слишком мощный и лишен малейшей обратной связи, рулевое управление неточно, у шин слишком большой увод. Добавим, что передние амортизаторы справляются со своими обязанностями не без труда. В результате машина "плавает" по дороге, и водитель должен быть в постоянном напряжении. Мы не ставили целью досконально разобраться в нюансах руления на UAZ 3160, однако и без этого можно констатировать: у автомобиля серьезные проблемы с управляемостью. На таком фоне UAZ 31519 с рессорной передней подвеской, без гидроусилителя показался почти идеалом - по крайней мере, на достаточно ровном покрытии на нем не составляет труда придерживаться выбранной траектории. Конечно, при парковке баранку крутить тяжеловато, а крупные ямы и колдобины отдаются на руле, но это уже другой разговор.
Новый автомобиль с пружинной подвеской заметно лучше предшественника на относительно ровной дороге - мелкие неровности сглаживают шины, а те, что побольше - глотает подвеска. Рессорная машина эти дефекты покрытия ощущает куда заметнее и реагирует на них намного шумнее. На разбитой же и промороженной грунтовке, куда обычным легковым автомобилям вход заказан, ситуация меняется с точностью до наоборот. UAZ 3160 с пружинной подвеской скачет как мячик, и даже пристегнутые ремнями водитель и пассажиры порой подлетают до потолка, а ругаемые всеми многолистовые рессоры 31519 честно делают свое дело: где-то внизу под машиной ходят ходуном мосты, а кузов лишь слегка покачивается на неровностях. Это наглядно показывает демпфирующие способности рессор и лишний раз подтверждает, что возможностей штатных амортизаторов на "пружинной" машине не хватает. Еще одно: на крупных колдобинах пружинную подвеску нередко пробивает.
Совершенно неожиданным свойством обладает новый руль модели 3160, установленный в обеих машинах, - он очень хорошо... гнется. Настолько хорошо, что один из авторов пару раз прищемил пальцы между ним и козырьком приборной панели!
Там, где кончается шоссе, кончилась и муфта
Вот они, настоящие дороги для УАЗов! К сожалению, желаемого сравнения не получилось - муфта "Элмо" на UAZ 3160, подсоединяющая правую ступицу, приказала долго жить, и включать полный привод было невозможно. Пришлось ограничиться проверкой геометрической проходимости. Несмотря на внушительный стабилизатор поперечной устойчивости, ходы колес в передней подвеске достаточно велики. В задней, благодаря более длинным малолистовым рессорам и серьгам, они даже больше, чем у обычного УАЗа. Несколько увеличенный задний свес 3160 практически не мешает, хотя более широкие картеры редукторов неразрезных мостов будут оказывать большее сопротивление при движении по колее. Поскольку база и колеи машин совпадают, разница в проходимости на одинаковых шинах должна быть минимальна.
На UAZ 31519 изначально было смонтировано множество навесных пластиковых деталей, польза которых чаще всего сомнительна как в эстетическом, так и в чисто практическом смысле. И если "намордник" защищает переднюю часть машины от повреждений мелкими камнями и песком, то боковые накладки откровенно бесполезны, а "спойлер" на переднем бампере очень сильно снижает угол въезда - зацепиться можно на вполне безобидном бугре.
Подводя итоги
Что представляет собой UAZ 31519, хорошо известно. Комфорта в этой машине минимум. Даже с металлической крышей в автомобиле все равно холодно, а вой вентилятора "печки" перекрывает шум двигателя и трансмиссии. Но, по крайней мере, выверенной годами конструкции не так страшно "родное" качество сборки.
На этом фоне 3160 выглядит молодцом. Но, к сожалению, только на нем. С аналогичными импортными автомобилями даже сравнивать его некорректно. В то же время цена однозначно дает понять, что прежнему контингенту машина не по карману, да и не рассчитана на него. Если UAZ 31519 - явный "дембель" на гражданке, то 3160, по идее, должен быть убежденным "пацифистом". Хотя откуда ему взяться в военном семействе?
Техническая характеристика автомобиля UAZ 31601-012
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1930 кг; полная масса - 2530 кг; максимальная скорость - 130 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 24 с; расход топлива при 90 км/ч и в городском цикле - 11,4; 13,5 л/100 км; запас топлива - 90 л; топливо - А-76. Конструкция: рамная со стальным кузовом. Размеры, мм: длина - 4240; ширина - 1828; высота - 1935; база - 2400; колея спереди/сзади - 1445/1445; дорожный просвет - 210; объем багажника - 1250/2833 л; радиус поворота - 6,3 м. Двигатель: карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный УМЗ-4218.10, расположен спереди продольно; рабочий объем - 2890 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 100х92 мм; степень сжатия - 6,7; мощность - 63 кВт/86 л. с. при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент - 193 Н.м при 2200-2500 об/мин. Трансмиссия: полноприводная, передний мост отключаемый, межосевой дифференциал отсутствует, межколесные дифференциалы - свободные, колесные муфты с ручным включением; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,78; II - 2,69; III - 1,55; IV - 1,99; з. х. - 4,12; раздаточная коробка: I -1,00; II - 1,47. Подвеска: зависимая, спереди - на продольных рычагах с тягой Панара, сзади - на продольных малолистовых рессорах. Тормоза: с вакуумным усилителем, спереди - дисковые вентилируемые, сзади - барабанные. Рулевое управление: винт - шариковая гайка с усилителем. Размер шин: 225/75R16.
P.S. Когда верстался этот материал, стало известно, что Ульяновский автозавод снизил цену на машины семейства "3160" на 40 тысяч рублей.