В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Pointer
Сенсация! На автосалоне-2003 в Москве "Фольксваген" представляет публике автомобиль за 9000 евро, в то время как марка VW никак не ассоциируется с демпинговыми ценами.
Будем знакомы: "Фольксваген-Гол" третьего поколения из Бразилии.
В нашем случае слово "гол" означает не наготу, а мяч в воротах - это по-русски, и по-бразильски звучит одинаково. "Фольксваген-Гол" выглядит меньше реальных размеров - на самом деле автомобиль близок к ВАЗ-2109: он на 29 мм у'же и на 90 мм короче "девятки".
А это габариты типичного представителя сегмента "С" десятилетней давности - нынешние машины значительно шире и выше. Аккуратная решетка с "фольксвагеновской" эмблемой, бамперы в цвет кузова, узкие фары - классический дизайн начала девяностых. "Неевропейское" происхождение автомобиля выдает передний бампер - под его черной пластиковой "губой" более 200 мм. У коренных "европейцев" бампер гораздо ниже - на плохие дороги они не рассчитаны. Впрочем, внешняя скромность не порок - недорогие автомобили ориентированы на тех, для кого автомобиль в первую очередь средство передвижения: здесь излишне модные элементы оформления ни к чему.
То же можно сказать и о конструкции - простота и надежность важнее новизны и изысканности. Компоновка с продольно расположенным мотором в малом классе кажется архаичной, но имеет и преимущества: свободный моторный отсек с отличным доступом для обслуживания и ремонта, а также длинные и одинаковые полуоси, с которыми возможны большие ходы подвески на разбитых дорогах. Кстати, о подвеске. Здесь тоже ничего особенного - "Мак-Ферсон" спереди и упругая поперечная балка сзади.
Наш экземпляр с выставки, его скорее можно отнести к демонстрационным, чем к продаваемым, поэтому не будем придираться к комплектации, отметим лишь незакрытый снизу моторный отсек - расположенным там генератору, компрессору кондиционера и его шлангам явно не на пользу.
Раз уж мы залезли в смотровую канаву, померим и дорожный просвет машины. Наиболее низко расположенным элементом оказалась труба выпускной системы в зоне балки задней подвески - под ней 145 мм. Спереди до выпускной системы 155 мм, до поперечины 170 мм, до стального поддона двигателя 180 мм - отличные по современным меркам показатели. Даже с серьезной защитой моторного отсека гарантированно останется целых 150 мм. Тормозные трубопроводы, ничем не прикрытые, удерживаются лишь пластмассовыми пистонами. Не помешает обрядить их в дополнительную "броню", как, например, у " Renault Symbol". Антикоррозионная защита тоже довольно скромна, но "Фольксваген" утверждает, что 70% металла кузова оцинковано.
Что вызывает больше всего вопросов при знакомстве с "Фольксвагеном-Гол"? Двигатель. Миниатюрный, но "полноценный" четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом всего 999 смз. Заявленная мощность 42 кВт/57 л. с. при двух клапанах на цилиндр и без особых технических ухищрений несколько настораживает: скорее всего, этот агрегат слабоват на низких оборотах. Поневоле задумываешься, а дальнейшее углубление в технические характеристики подкидывает и другие вопросы: передаточное число главной пары 4,78. Может, действительно литровый мотор способен на многое? На это ответят и личные впечатления, и аппаратура, а пока еще раз пройдемся вокруг машины.
Покрашен хорошо, собран ладно, зазоры между панелями, конечно, больше, чем у "Поло", но не придраться - все ровненько. Багажник открывается ключом или кнопкой изнутри и только при выключенном зажигании. По размерам немного уступает "девяточному", но по конфигурации похож. Заднее сиденье складывается целиком, однако ровной площадки не получается. Для полноценного грузового отсека спинку придется снимать. Впрочем, для "эконом-класса" это скорее норма.
Водительское место заметно отличается от европейских "фольксвагенов". В первую очередь - диапазоном регулировки сидений. Водитель ростом 185 см уже отодвинет его до упора. Впрочем, если для высокого и худощавого это приемлемо, то людям богатырского телосложения с ростом выше среднего придется подпереть плечом среднюю стойку кузова. Сзади - удобная подушка, но места маловато.
Мы взвешиваем автомобили с топливным баком, заполненным на 75%. "Фольксваген-Гол" потянул на 1010 кг - по нынешним временам не много. Теперь проверяем давление в шинах, монтируем датчик бесконтактного спидометра и выезжаем на полигон.
Еще в дороге динамика машины не произвела впечатления. В отсутствие тахометра невелико удовольствие раскручивать голосистый моторчик до ограничителя. Первые две передачи очень короткие и заканчиваются по спидометру на 38 и 69 км/ч. А вот между второй и третьей разрыв неожиданно велик, и потому преждевременный переход означает потерю динамики.
Максимальную скорость 143,3 км/ч "Гол" показал на пятой передаче. По показаниям измерительного комплекса разгон до 100 км/ч занял 18,9 с - почти совпадает с тем, что заявлен. Двигатель по ощущениям слабоват на "низах", но и вверху не очень активен - начинает увядать задолго до ограничителя. Никакая главная пара не в состоянии это исправить. Включение кондиционера замедляет разгон с 80 до 120 км/ч лишь на 4 секунды - неплохо. Литровый " Suzuki XL7Свифт", помнится, увеличивал время почти вдвое (!).
Расход бензина АИ-95 за время теста и перегона автомобиля оказался неожиданно высоким - более 9 л/100 км. Конечно, тестирование и загородное движение с высокой скоростью не способствуют экономии, но все же сочетание "короткой" главной пары и не слишком тяговитого мотора, вынуждающее постоянно поддерживать высокие обороты, не могло не принести свои плоды. И хотя даже при таком раскладе 51-литрового бензобака хватит на 600 км, все же от литрового мотора ждешь более умеренного аппетита. Что ж, остается только списать это на необкатанность - "Фольксваген-Гол" попал к нам, имея 109 км на одометре.
Вентилируемые передние диски, шины 185/60R14 (дополнительное оборудование), информативная педаль тормоза позволяли надеяться на хорошие результаты торможения. Их мы не получили: сцепные качества бразильских покрышек "Гудьир NCT5" оказались не на высоте - едва обеспечили замедление на уровне 7 м/с2.
А вот по части управляемости претензий нет. Несмотря на довольно мягкую и длинноходную подвеску, "Гол" прекрасно стоит в повороте, не реагирует на выбитое покрытие на дуге, легко стабилизируется после заноса. Конечно, крены довольно велики, а скольжения начинаются рано ("спасибо" бразильскому "Гудьиру"), но и реакции машины плавные. По части же комфорта и энергоемкости все как нельзя лучше - мелкие неровности не вызывают "зуда", крупные выбоины и волны "глотаются" без последствий и грохота ограничителей хода. Между прочим, мы уже начинаем забывать, что такое "комфорт подвески", все больше думая об управляемости. А зря. До идеальных автобанов нам еще не одно десятилетие трястись по ухабам.
Предположительно автомобиль с литровым мотором, кондиционером, подушкой безопасности водителя, передними стеклоподъемниками и центральным замком будет стоить немногим менее 10 тысяч долларов.
Будущее бразильского VW в России зависит в первую очередь от цены. "Фольксваген" имеет возможность сделать ее очень низкой. Вот только способен ли он будет тогда удовлетворить спрос? Эти вопросы не в нашей компетенции. Думается, однако, что простой и, хочется верить, надежный автомобиль с неплохим серийным оснащением по приемлемой цене может привлечь немало покупателей. Если бы "Гол" стал немного дороже "Матиза"... Когда же он дороже "Нексии" и "Акцента", его основным аргументом остается "фольксвагеновская" эмблема. Не исключено, что многим и этого будет достаточно. Впрочем, не будем гадать - начать продажи "Фольксвагена-Гол" по слухам планируется в декабре. Тогда и узнаем, что получится - гол или только штанга...
Резюме
+ Респектабельная внешность, качественная сборка кузова, энергоемкая и комфортабельная подвеска, хорошая управляемость, богатая комплектация, большой дорожный просвет.
- Скромная динамика, высокий расход топлива, шумный двигатель, "пустая" комбинация приборов.