В тесте участвуют автомобили: Renault Symbol, Volkswagen Pointer
Посмотреть другие фото (7) |
Неисчерпаемый кладезь народной мудрости убеждает: хорошая вещь не должна стоить дешево. С другой стороны, если уж такие автомобили выпускают, значит, это кому-нибудь нужно. Вот мы и решили встать на место потенциальных покупателей самых доступных иномарок российского рынка.
В судьбе «Символа» и «Пойнтера» много общего. Выходцы из знатных европейских семей, оба обрели новый дом вдали от родных берегов – соответственно в Турции и Бразилии.
На новом ПМЖ оба автомобиля изменились, в том числе и внешне. К добру ли? Решать вам. «Символ», являющий собой не что иное, как «Клио» с отдельным багажником, буквально только что слегка подновили. «Поворотники» и повторители по последней моде стали прозрачными, в салоне появилась новая комбинация приборов, а симпатичная баранка от «Меган II» теперь регулируется по углу наклона.
«Пойнтер», урожденный «Фольксваген-Гол», дебютировал в 1981 году, 19 лет спустя претерпел косметическую операцию, а в 2004-м, получив новое имя, очутился на российских просторах. Но внешне в нем ничто не выдает автомобиль, которому без малого четверть века. Безусловно, назвать его суперсовременным нельзя. Но аккуратные и четкие линии кузова придают машине налет консервативной солидности, а прозрачные «поворотники» намекают, что «старичок» почитывает модные журналы.
Так что экстерьер наших героев никак не выдает их насквозь бюджетную натуру. Но все тайное рано или поздно становится явью. И чтобы понять, почему ценники «Пойнтера» и «Символа» столь отчаянно привлекательны, нужно лишь протянуть руку и открыть дверь.
Куренье – вред!
Впрочем, поначалу в салоне «Пойнтера» подвоха не чувствуешь. Напротив, плюхнувшись в кресло, обитое роскошным по меркам класса супермини светлым велюром, и оценив благородный блеск алюминиевых дверных ручек, сразу понимаешь: породу не пропьешь. Богачам никогда не понять, как приятно в автомобиле дешевле 10 тысяч обнаружить деталь от 100-тысячной «Ауди-А8».
В «Пойнтере» такая есть – переключатель головного освещения. А вот и еще один стильный элемент – хромированное колечко основания рычага КП. Зеркала – отличные, а главное, одинаковые по размеру. У водительского кресла присутствует регулировка по высоте – полезная штука. Словом, по первому впечатлению «Пойнтер», кажется, наголову превосходит корейских одноклассников «Рио», «Акцент» и где-то даже «Гетц». Но не спешите радостно хлопать в ладоши.
Конечно, оснащение дешевого автомобиля не должно покорять щедростью. Но у экономии есть предел, где она превращается в скупость. Неужели ручки над дверями – это предмет роскоши? Допустим, с отсутствием зеркал в противосолнечных козырьках нетрудно смириться, но с тем, что козырек нельзя сдвинуть набок, – уже не хочется. В конце концов это фактор безопасности. А как реагировать на отсутствие тахометра? Я уже не говорю, что курильщикам придется пользоваться собственной зажигалкой и стряхивать пепел за окошко – прикуриватель и пепельница в «Пойнтере» не предусмотрены. Борьба с табаком? А отсутствие подголовников на диване – в таком случае это борьба с шейными позвонками.
Интерьер «Символа» на подобном фоне кажется аттракционом неслыханной щедрости. По большому счету, придраться здесь можно к двум вещам. Для начала – дизайн. Лично меня так и не покинуло ощущение, что «Символ» со мной сюсюкается. Уж слишком здесь все круглое, плавное, несерьезное. Кому-то эдакий детсадик, может, и по душе, но точно не мне. Впрочем, от вкусовщины перейдем к претензии посерьезней – отсутствию вертикальной регулировки водительского кресла. Последнее, впрочем, отчасти компенсируется регулировкой рулевой колонки – на «Пойнтере» такой, к слову, нет.
В остальном «Символ» – достойный современный супермини. По крайней мере на ручках и прикуривателях здесь не экономили. Да, в базовой версии «Отентик» нет тахометра, но в побывавшем на нашем тесте исполнении «Экспресьон» есть и пять подголовников, и великолепный выносной джойстик музыкальной системы, и электронные часы. Так что если бы не совсем уж деревянный пластик торпедо – оценка турецкого «француза» за интерьер была бы выше.
На посадку становись!
Вместительность малышей приятно удивила. Конечно, до нынешних рекордсменов класса им далеко. Зато с такими машинами, как «Рио» или «Акцент», наша парочка вполне может посостязаться. В «Пойнтере» насторожил только один момент – запас пространства для голов сидящих сзади явно невелик. Зато сзади «за собой», не слишком напрягаясь, усядется человек ростом 185 см.
В «Символе» такому тоже будет неплохо – воздуха над головой еще больше; а сам диван «Рено» чуточку более просторный, чем у «Фольксвагена», – позволяет при необходимости разместиться и втроем. Правда, лучше ненадолго.
Что важнее?
Цифры объема багажника «Символа» – 510 литров – магически действуют на умы дачников-автомобилистов, уже в магазине подсчитывающих количество скарба, который за раз можно будет увезти в свой домик в деревне. Однако багажник должен быть не только большим, но еще и удобным. И тут-то у «Рено» существуют некоторые проблемы. Во-первых, это касается трансформации салона. Спинка дивана складывается целиком, что вполне допустимо. Однако ограниченная высота проема делает невозможным перевозку крупногабаритных грузов – телевизор сюда просто не войдет. Кроме того, массивные петли багажника могут помять поклажу, а отсутствие декоративной обивки крышки – по нынешним временам моветон.
«Пойнтер», как и всякий хэтчбек, имеет над седаном неоспоримое преимущество. Пусть максимальная вместимость его багажника уступает «Рено», но, по большому счету, он удобнее. Сложили спинку дивана, убрали полку – и перед вами весьма вместительный багажный отсек.
Газ до отказа
И все же главная бюджетная составляющая наших героев проявляется под капотом. Характерный штришок – на кузове «Пойнтера» нет и намека на литраж двигателя. Литровая 8-клапанная «четверка» выдает 67 л. с. Для столь скромного рабочего объема вполне солидно. А главное, не намного меньше 75-сильного «один и четыре», установленного под капотом «Символа».
В реальной жизни 7 л. с. разницы оборачиваются безоговорочным проигрышем «Пойнтера» при разгоне до сотни – десять корпусов или целых три секунды! Но главное все же не светофорные гонки, а реальное удобство управления. «Пойнтеру» недостает не столько мощности, сколько тяговитости. Чтобы адекватно смотреться в дорожном потоке, маленький моторчик постоянно приходится крутить. Автомобиль не просит, а заставляет активно работать коробкой передач. Чтобы не скиснуть, например, при подъеме в горку на 60-ти, нужно подоткнуть третью. Сцепление-передача-газ, сцепление-передача-газ и снова, и снова, и снова... Через час от такой круговерти начинаешь уставать. Быть может, через неделю вы и привыкнете, а вернее, смиритесь со столь требовательным к переключениям мотором, но в любом случае хорошего в этом мало.
Насколько же проще в городе управляться с «Символом»! Испытанный и надежный 1,4-литровый мотор уверенно тянет с самого низа, так что после поездки на «Пойнтере» за рулем «Рено» отдыхаешь. Здесь уже можно себе позволить переключаться реже, а в случае необходимости – например, в снегопад – без проблем тронуться со второй передачи. Вообще, привод сцепления на «Символе» вполне лоялен к водителю, тогда как в «Пойнтере» малейшая небрежность в обращении с левой педалью выливается в хруст шестеренок. Шустрее «Символ» и на загородном шоссе. Если с включенным кондиционером «Фольксваген» быстрее 145 км/ч не поедет, то для «Символа» не проблема и 160.
Зато тормозная динамика у обоих не вызвала особых нареканий. Да, чувство «ватной» педали на «Символе» несколько смазывает общее положительное впечатление, но гораздо больше настораживает отсутствие ABS в базовой комплектации. Все-таки правы европейцы, сделавшие ее обязательной для всех автомобилей. Может, и мы когда-нибудь доживем.
В пределах разумного
Даже в годы своей молодости ни «Клио», ни «Гол» не входили в число азартных по управляемости автомобилей. Потому подходить к нашим героям с завышенными мерками современных спорт-хэтчей не стоит. Зато в штатных режимах к малышам никаких претензий. Вполне заметны лишь нюансы. «Символ», с его совсем не острым рулем – 3,5 оборота от упора до упора – и длинноходной подвеской, – скажем так, более задумчивый и размеренный. В поворотах это типичный переднеприводной автомобиль средних ездовых талантов. Ему явно недостает реактивного усилия на руле, а на быстрой дуге машина стремится распрямить траекторию. И то и другое, однако, в пределах нормы.
А вполне комфортная крейсерская скорость в 140 км/ч – приятная неожиданность. Можно ехать и быстрее, но «пустой» руль и податливый к порывам бокового ветра кузов немного пугают.
У «Пойнтера» тоже длинноходная подвеска, но более честный и резковатый руль. С таким спокойнее себя чувствуешь на высокой скорости. А вот в виражах этот несомненный плюс использовать не удастся. Слишком уж рано «Пойнтер» начинает выдавать длинноходную натуру подвески довольно пугающими поперечными кренами.
Зато оба автомобиля – и за это им огромный респект! – очень неплохо приспособлены для движения по грунтовке. Солидный дорожный просвет, короткие – особенно у «Пойнтера» – свесы, обязательная защита днища и опять же длинноходные подвески здорово облегчают вылазки от шоссе до своего загородного домика.
Чуть потише, чуть потише...
Как вы уже, наверное, успели понять, и «Символ», и «Пойнтер» весьма комфортабельны на ходу. Быть может, «Фольксваген» чуточку лучше справляется с крупными выбоинами, зато у «Рено» шумоизоляция эффективнее на порядок. На колдобинах подвеска бразильского «немца» срабатывает не столько жестко, сколько громко, создавая чувство дискомфорта.
Но по сравнению с шумом двигателя все это цветочки. Литровый мотор «Пойнтера» надобно хорошенько крутить, а, учитывая отсутствие тахометра, когда момент переключений можно определить только на слух, звуковой фон в салоне стоит такой, что мало не кажется.
Так что «Символ» вновь предпочтительнее. Да, на холостых мурлыканье мотора слышится в салоне, зато в движении металлическая трель двигателя совсем не раздражает.
Допустимый минимум
Водительская подушка – неотъемлемый атрибут даже самого дешевого «Символа». Впрочем, от «Рено», претендующего на роль мирового лидера по части пассивной безопасности, другого не ожидаешь. Обиднее, что пассажирский эйр-бэг и ABS занесены в список дополнительного оборудования.
В комплектации «Базис» для «Пойнтера» из средств пассивной безопасности исключительно ремни.
Однако фронтальные эйр-бэги входят в комплектацию второго уровня «Сейфети», которая на самом деле дешевле базового «Символа». Вот почему мы ставим им равные оценки за безопасность.
До последней копейки
Никогда еще новый «Фольксваген» не стоил в России $9499. Так что цена, безусловно, основной козырь «Пойнтера». И пусть базовая версия – это 3-дверный кузов с рулем и сиденьями. Главное, что такая машина – вполне реальный продукт, а не эфемерная завлекаловка из рекламного проспекта. Вариант «Сейфети» за $10 517 – это уже 5-дверка с фронтальными подушками, усилителем руля, регулируемым по высоте сиденьем водителя и даже аудиоподготовкой с четырьмя динамиками. Наконец, топ-версия «Сейфети плюс» за $11 223 располагает еще и кондиционером. И такую цену не может перебить даже «Символ».
В базовом оснащении «Отентик» за «Символ» просят Е8850 или примерно $10 850. Причем за эти деньги ничего особенно ценного, кроме подушки безопасности и гидроусилителя, вы не получите. Тахометр и тот не предусмотрен. Потому оптимальной для «Символа» можно считать комплектацию второго уровня. «Экспресьон» за Е10 340 (примерно $12 680) представляет собой удобный и хорошо оснащенный автомобиль. Кондиционер, центральный замок с пультом ДУ, магнитола с вынесенным на руль управлением, омыватель фар, регулируемая рулевая колонка, передние электростеклоподъемники. Именно потому «Экспресьон» с 16-клапанным 98-сильным мотором (Е11 190 или $13 720) это, пожалуй, роскошь. Литые диски и зеркала с электроприводом для бюджетного автомобиля – уже безделушки. А лишние лошадиные силы «Символу» не очень нужны. 75-сильного мотора вполне достаточно.
Мы решили: Сформировавшийся имидж престижного автомобиля работает на «Пойнтер» и в глазах многих поднимает его на ступеньку выше бюджетных одноклассников. Но если автомобиль заманчиво дешев, значит, в нем чего-то недостает. В «Пойнтере», на наш взгляд, – баланса в отделке и оснащении интерьера. Уверен, подавляющее большинство покупателей с радостью поменяли бы велюр на тахометр, хромированное колечко рычага КП на ручки над дверями, а регулятор подсветки приборной панели на нормальные противосолнечные козырьки. Другой минус бразильского «немца» – с трудом вытягивающий на троечку двигатель. «Пойнтер» так и просит более серьезный мотор, и надеемся, что скорое появление 1,8-литрового 99-сильного агрегата поправит положение. Пока же со средней оценкой 3,6 самый доступный из народных автомобилей лишь второй в нашем тесте. Самое обидное, что из-за, мягко говоря, неоднозначной внешности таланты «Символа» – средняя оценка 3,9 – очевидны далеко не всем. А талантами его, безусловно, не обидели. Достойный мотор, в меру просторный и прилично оснащенный салон, хорошая адаптация к российским условиям и, наконец, пусть и не столь доступная, как у «Пойнтера», но все же весьма привлекательная цена – согласитесь, солидный набор положительных качеств. И лично я бы, не сомневаясь, переплатил порядка $1400, разделяющих аналогично оснащенные «Пойнтер» и «Символ», если бы не одно «но»... Увы, дизайн автомобиля для меня играет слишком важную роль.