В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Pointer
За 10 тысяч долларов можно купить вполне свежий «Фольксваген». А можно и вообще новый.
Обещанного ждут год
«Алло! Отдел продаж? Мне нужен «Пойнтер»...» «Ну и как твой «Пойнтер»?..» «У него теперь «Пойнтер»...»
Подобные обрывки фраз говорящих по мобильникам вы сейчас будете слышать частенько.
Не подумайте только, что Россия помешалась на утиной охоте и запасается для этого всем необходимым, включая специальных собак, – речь идет об автомобиле. А точнее, о самом доступном за всю историю продаж на нашем рынке «Фольксвагене».
Еще год назад на Московском автосалоне-2003 многие «повелись» на симпатичную машинку с коротеньким именем «Гол» и обещанной ценой «в пределах 9000 евро». С тех пор о «самом народном из всех народных» импортер помалкивал. И вдруг в сентябре 2004-го дилеры начинают продавать невесть откуда взявшийся «Фольксваген-Пойнтер» по действительно замечательной цене – $9500 в базовой комплектации. Не ломайте голову – это и есть тот самый «Гол» бразильской сборки. Просто маркетологи сочли, что для русскоязычных покупателей красивей будет «Пойнтер» – под этим именем та же самая модель известна, например, в Мексике.
Итак, «Фольксваген» серьезно замахнулся на самый нижний сектор русского рынка – туда, где правят бал корейские фирмы. Что в общем-то понятно – в более высоких ценовых группах все уже схвачено японцами. Отбить атаку с Востока можно, построив завод в России, как «Форд» и «Джи-Эм», но немецкий концерн пока не дает заработать нашим пролетариям — поддерживает бразильских. Ну что ж, проверим, как они умеют делать автомобили!
На тест мы взяли самый дорогой «Пойнтер» в комплектации «Сейфети Плюс» с кондиционером, двумя подушками безопасности, усилителем руля и велюровым салоном. Покрашенная металликом, такая машина стоит $11 339 – сравните с одноклассником «Поло» испанской сборки за $13 359 в минимальной комплектации. Причем за такие деньги именно «Поло» как раз и будет гол. В том смысле, что как сокол. Какой уж там «кондей» и велюр, даже противотуманных фар (у «Пойнтера» они уже в «Базисе») и то нет. Не говоря уже про 55-сильный мотор, против 67 л. с. у «бразильца».
С точностью до литра
Внешне «Пойнтер» вполне современен, а что не тянет на авто XXI века, так для «фольксвагенов» вообще характерен консервативный дизайн. Сразу бросается в глаза (а точнее, радует взгляд) передний бампер с не по-европейски коротенькой юбчонкой. Да, в аэродинамике есть небольшой проигрыш, зато нечего будет обламывать на бордюрах или перекатах грунтовых дорог.
Колеса здесь, по нынешним меркам, маленькие, а «жигулевский» размер шин – 175/70 R13 диктует немедленную установку «секретных» болтов. Поставьте себя на место молодого подмосковного владельца наглухо затонированной «девятки», которому предложили по дешевке весьма симпатичные, а главное, редчайшие на нашем рынке покрышки «Пирелли-Чинтирато»...
Салон встретил почти домашним уютом. Если пластиковые детали интерьера смотрятся действительно «бюджетно», соответствуя цене машины, то про обивку этого не скажешь. Светлый бархатистый велюр выглядит роскошно и сразу с головой выдает тропическое происхождение машины. Эти сиденья и трогать опасаешься, не помыв руки. В далеком Рио-де-Жанейро на них садятся только в белых штанах, в которых, как мы помним, там ходят все поголовно. Кстати, форма сидений безукоризненно эргономична – чувствуется порода. Руль не регулируется, но для водителя среднего роста его положение оптимально. Расположение рычажков, клавиш и кнопок соответствует фамильным стандартам, но даже тот, кто не ездил на «Фольксвагене», освоится здесь за полчаса – все продумано и логично.
А вот еще напоминание о бразильской специфике. Вместо тахометра стоит огромный, размером со спидометр, указатель уровня топлива. Шкала заканчивается отметкой «51» – вот так, с точностью до литра, на родине «Пойнтера» хотят знать запас жидкости в баке. Особенно если это этиловый спирт, на котором там ездит большинство автомобилей, в том числе и «голы». Запас, который греет душу.
Простора на заднем сиденье – не ахти, да и сам диван можно сложить только целиком, но потенциальный покупатель «Пойнтера» эти особенности своей первой в жизни заграничной машины просто не заметит. Зато под капотом вольготно: по обе стороны от продольно стоящего двигателя – отличный доступ к узлам и агрегатам. Жалко, нет клапанов на окнах под рулевые тяги – вот она, засохшая грязь, попавшая сюда из арок колес. Хотя дырочки под пистоны клапанов предусмотрены. Неужели придется и здесь вырезать клапаны из старой камеры от грузовика, как когда-то на «Москвиче»? А вот не по классу емкий аккумулятор на 63 А·ч – это здорово! На родной рынок бензиновый «Гол» идет с маленькой батареей в 36 А·ч, но что такое русская зима, в Бразилии понимают.
Любитель оборотов
Моторчик объемом 1000 кубиков нечасто встретишь в России, а потому опробовать его в деле было, пожалуй, даже интересней, чем какого-нибудь 5-литрового зверя. Как я и предполагал, ездить с ним скучновато, но можно. С непривычки вы будете постоянно ощущать словно некую перегруженность машины. Мотор вроде тянет, не захлебывается и мало-помалу раскручивается, но... медленно.
А дело в том, что «Пойнтер» – современный автомобиль с прочным, безопасным, а значит, и достаточно тяжелым кузовом. В нем металла почти на центнер больше, чем в более крупной и мощной вазовской «девятке», и все это должен разгонять моторчик всего лишь с литровым объемом.
Но если ездить спокойно, в потоке, «Пойнтер» не даст повода назвать себя «чахоткой». На трассе он не напрягаясь, тихо и комфортно держит крейсерские 120 км/ч, не сбавляя на подъемах – просто дожмите педаль до пола, и он пойдет, как и шел. Кстати, тут вообще надо привыкнуть, что «газ в пол» – нормальный рабочий режим, в том числе и в городе. В отличие от суперкаров, где неосторожное, не к месту, нажатие на педаль чревато трагедией, «Пойнтер» абсолютно безопасен для некоординированного водителя. Дать полный газ здесь можно в любой момент и на любой передаче – ничего неожиданного не произойдет. Чтобы снять с двигателя все 67 «лошадок», полигона не потребовалось – хватило Новорижского автобана. На четвертой передаче машина «упирается» в 145 км/ч по спидометру, на пятой выкручивает 150, а чуток под горку и все 160 км/ч. С включенным кондиционером максималка падает примерно на 5 км/ч.
На проселке «Пойнтер», с его большим дорожным просветом и длинноходной подвеской, ведет себя не хуже отечественных авто. Сразу видно – модель из «третьего мира». В общем, для нас в самый раз. Но и активно покрутить рулем на асфальте на нем тоже можно. Кренится, конечно, но до внезапной потери управляемости дело не доходит. Продольный мотор, увы, не способствовал ожидаемой сверхверткости – радиус разворота почти такой же, как и у «Поло» с поперечным двигателем.
Вот такая необычная машина теперь есть в России. По сравнению с корейскими конкурентами маленький «Фольксваген», конечно, родовит и авторитетен. Правда, за это приходится платить по $40–50 за нормочас на фирменных СТО против 25 у «корейцев». Зато когда гарантия кончится, с «Пойнтером» можно смело уйти в гараж к «дяде Васе», который за десять лет наловчился чинить аналогичные «Ауди-80» чуть ли не с закрытыми глазами. Итак, слабоватый, но отлично приспособленный для российских дорог и сервиса «Фольксваген-Пойнтер» против более динамичных, но менее практичных «корейцев» и будущих «французов» российской сборки. Посмотрим, кто кого.
Совсем дешево и подороже
В отличие от европейских «фольксвагенов» с любым сочетанием опций «Пойнтер» поставляют к нам в трех фиксированных комплектациях. В «Базисе» ($9499) машина будет только 3-дверной, без усилителя руля и подушек безопасности. Комплектация «Сейфети» ($10 517) означает уже 5-дверный кузов, две подушки, гидроусилитель, регулировку водительского сиденья по высоте, а салон вместо простой ткани обтянут велюром. И, наконец, в «Сейфети Плюс» ($11 223) предусмотрен еще и кондиционер. Доплата за черный цвет кузова — $78, за серый или серебристый металлик — $103. Силовой агрегат только один — литровая «четверка» в 67 л. с. с 5-ступенчатой МКП.
Вдоль или поперек
Предприятие «Фольксваген ду Бразил» в Сан-Паулу производит автомобили с 1959 года. Большинство моделей идентичны европейским, но есть и чисто бразильское семейство с продольно расположенными моторами, к которому кроме хэтчбека «Гол» относятся также универсал «Парати», седан «Сантана» и пикап «Савейру». Еще в 1981 году оно отпочковалось в самостоятельную конструктивную ветвь. На компактном однокласснике тогдашнего «Гольфа» применили продольную коробку передач от более тяжелого «Пассата» — естественно, у такого агрегата бoльший запас прочности.
Сегодня сочетание переднего привода с продольным двигателем — редкость даже на крупных автомобилях. А если учесть, что на длиннющие представительские «кадиллаки» уже давно ставят V8 поперек, то маленький «Гол», относящийся к современному В-классу, — настоящий уникум.
ЗА
Привлекательная цена, высокое качество сборки, комфортабельная подвеска
ПРОТИВ
Слабоватый мотор, дорогой сервис