В тесте участвуют автомобили: Saab 900
ПОКУПКА
Машину, о которой пойдет речь, привезли из Швеции в 1994 году и два года держали буквально в "черном теле": обслуживали по минимуму, даже масло меняли "по настроению". Разбитое стекло фары, "хрустящий" правый ШРУС, подтекающий карбюратор, плохо включающиеся вторая и задняя передачи, грязный салон и пробег около 180 тыс. км - в таком виде машину за $3000 (с оформлением) приобрел новый хозяин. Справедливости ради отметим, СААБ-900 все-таки сохранил резвость хода и приличное общее состояние.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Новый владелец быстренько заменил разбитое стекло фары.
Оно крепится на защелках и легко устанавливается. А вот чтобы перебрать карбюратор "Стромберг" постоянного разрежения с горизонтальным потоком, пришлось досконально изучить руководство по ремонту и обслуживанию автомобиля. После ремонта расход топлива и выброс СО и СН в норме, течь топлива прекратилась.
С коробкой передач возиться долго не пришлось - через смотровые лючки (недаром СААБ - детище авиастроительной фирмы) можно без демонтажа коробки контролировать состояние деталей. Увидели, что вилка включения заднего хода разогнута. Несколько ударов молотком "восстановили справедливость". Со второй передачей ситуация оказалась иной - разболталось сочленение штока в коробке и тяги, которая присоединяется к рычагу переключения. После несложного ремонта коробка передач "здорова".
Хрустящий ШРУС также был заменен легко и просто (технология схожа для большинства переднеприводных моделей), благо, предыдущий хозяин дал новый шарнир впридачу.
Пыльники рабочих тормозных цилиндров оказались порваны, а состояние передних шлангов вызывало опасение. Все цилиндры разобрали и промыли. Манжеты оставили старые, а пыльники подошли отечественные - передние от VAZ 2108, а задние от "Москвича-2140", передние шланги заменили фирменными. Про запас приобрели фирменный же ремкомплект главного цилиндра. Вся эта сборная солянка сдобрена отечественной жидкостью "Роса" и работает безотказно по сей день. Порадовало, что на десятилетней машине все резьбовые соединения тормозов откручиваются без особых усилий.
После первой московской зимы прогорел резонатор. "Родной" оказался не по карману - пришлось установить похожий от GAZ 3110, поправив его с помощью трубогиба.
К тому времени из-за негерметичности чехлов износились правая шаровая опора и наконечники рулевых тяг. Подошли наконечники от VAZ 2108. Резинометаллические втулки продольных тяг задней подвески заменили отечественными, с подгонкой по месту.
Задние гидравлические амортизаторы начали подтекать - их заменили на газовые от разбитого СAAБ-900 (обошлись в $40), резиновые втулки подобрали от автомобилей ВАЗ.
Несмотря на почтенный возраст, регулярную круглогодичную езду, довольно большой пробег - 230 тыс. км (из них около 50 тыс. за последние два года) и "требовательный" белый цвет, кузов СААБа выглядит очень хорошо: коррозия его почти не тронула. Двигатель пускается легко, работает ровно, издавая приглушенный мягкий рокот, прекрасно тянет в широком диапазоне оборотов, трансмиссия и ходовая часть исправны. В августе прошлого года машина прошла инструментальный контроль с первого предъявления.
ПОЧЕМ "ИСТРЕБИТЕЛЬ"?
На фоне сверстников и одноклассников других марок подержанный СААБ недешев. Главное - избежать довольно частой ошибки и не купить потрепанный автомобиль: выгода окажется призрачной. Новые детали даже к старому СААБу весьма дороги, а предложение "бэушных" куда скромнее, чем, скажем, для "Опеля" или "Фольксвагена". Выгодно приобретать запчасти, поставленные напрямую из Скандинавии или Прибалтики. Однако такой канал лучше найти заранее, до покупки. Владелец СААБа, о котором шла речь выше, потратил на восстановление и ремонт около $250. Сумма более чем умеренная, но ведь этот человек не боялся запачкать руки и имел доступ к сравнительно недорогим запчастям. Во что вылился бы "официальный" ремонт, легко подсчитать (см. табл. "Цены на запасные части"; стоимость нормо-часа работ - $35).
Допустим, перечисленные сложности вас не пугают и вы решились на подержанный СААБ-900. Какой именно?
Очень осторожно подходите к автомобилям, двигатели которых оборудованы турбокомпрессором. Агрегат этот достаточно требователен к соблюдению правил эксплуатации. Отказ турбокомпрессора почти наверняка потребует замены этого агрегата в сборе, а цена его сопоставима с ценой ненового автомобиля. Не "западайте" на "СААБ-турбо", который уже "побегал" по России и чье состояние намекает вам, что владелец не утруждал себя тщательным уходом.
Карбюратор или впрыск? Приемлемо и то, и другое. Стоит, правда, призадуматься, не осложнит ли вам жизнь нейтрализатор. Саабовские карбюраторы необычны по конструкции, но, как видим, вполне поддаются ремонту. Все моторы СААБа чувствительны к качеству топлива, особенно шестнадцатиклапанные, с высокой степенью сжатия.
Оценивая состояние кузова, не ограничивайтесь внешним осмотром. У СААБов, особенно послуживших в России, может оказаться проржавевшим "брюхо" - при вполне удовлетворительном внешнем виде.
СААБ, повторимся, пользуется в России выраженной "региональной известностью". Перед покупкой разведайте местную саабовскую инфраструктуру. Сравните цены на запчасти (новые и особенно б/у) с ценами аналогичных деталей для других марок. И делайте вывод - не обойдется ли вам статус оригинала слишком дорого?
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
1978, май - дебют модели СAAБ-900 (3- и 5-дверный хэтчбек);
1980 - появление седана;
1982 - модернизация двигателя (турбонаддув, впрыск - B-20S);
1984 - модернизация двигателя (16 клапанов, турбонаддув, впрыск - В-202), аэродинамическое оснащение кузова;
1985 - устанавливается катализатор на двигатель В-202;
1986 - начат выпуск кабриолета;
1989 - вариант двигателя В-202 с катализатором без турбонаддува;
1989 - рабочий объем двигателя увеличен до 2,1 л (В-212);
1993 - выпуск модели прекращен.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля СААБ-900 (1986 год)
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1170 кг; полная масса - 1640 кг; максимальная скорость - 165 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 14 с; расход топлива при скорости 90, 120 и ГЦ - 7,2; 9,5 л; 12 л/100 км; запас топлива - 62 л; топливо - бензин АИ-92. Размеры, мм: длина - 4690; ширина - 1690; высота - 1430; база - 2515; колея спереди - 1430, сзади - 1440; радиус поворота - 5150 мм. Двигатель: модель - В-201 (см. табл. выше). Трансмиссия: привод - на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 4,533; II - 2,562; III - 1,720; IV - 1,236; V - 1,00; з. х. - 4,987; главная передача - 3,67. Подвеска: передняя - независимая с двойными поперечными рычагами, винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами, задняя - на продольных рычагах, связанных упругой поперечной балкой, с тягой Панара. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем, дисковые на всех колесах, с двумя независимыми диагональными контурами; ручной тормоз тросовый, с автоматической регулировкой. Размер шин: 155SR15, 165SR15, 175/70HR15, 185/65SR15, 195/60HR15T.