В тесте участвуют автомобили: Saab 9-3
Saab 9-3 CONVERTIBLE
Самый первый открытый СААБ - легкий спортивный "Сонет-1" с несущим алюминиевым корпусом - был показан в 1956 году, вскоре после того, как в авиастроительной компании появилось автомобильное подразделение.
Ровно 20 лет назад, в 1983 году, дебютировал первый "Конвертибл" на базе СААБ-900 образца 1978 года, а три года спустя началось его серийное производство на заводе "Валмет" в Финляндии. Всего было выпущено 49 тысяч кабриолетов - 14% от общего числа машин этой серии.
В 1993 году увидело свет второе поколение "900-й" серии, через год - кабриолет на его базе, а с 1998 года модифицированное семейство несет индекс "9-3". В 1994-2002 гг.
произведено 140,5 тысячи открытых машин - 24% серии.
В прошлом году было показано третье поколение СААБ 9-3 (ЗР, 2002, № 10), а в марте нынешнего года на Женевском автосалоне - и его открытая версия, производство которой налажено на заводе Magna Steyr в австрийском Граце. Европейские продажи начнутся в сентябре нынешнего года, а весной следующего новый автомобиль появится и в России.
Двухдверный четырехместный кабриолет построен на переднеприводной платформе "Эпсилон", которую использует и " Opel Vectra". Двигатели - два варианта бензиновой двухлитровой "четверки", различающиеся давлением наддува. Коробки передач - автоматическая пятиступенчатая или механические пяти- (2,0t) и шестиступенчатые (2,0Т). Предусмотрены комплектации "лайнер", "вектор" и "аэро".
На календаре было лето, на горизонте было море, на термометре - целых шестнадцать градусов. Вот такое тут солнечное лето - в Скандинавии... И при этом каждый третий-четвертый автомобиль - кабриолет и непременно с откинутым верхом. Сплошь закаленные потомки суровых викингов. Удивительно, но в южных странах открытые машины гораздо менее популярны - под палящим солнцем без крыши и кондиционера не жизнь.
Двадцать секунд триумфа
Эх, была не была, мы тоже не в Африке родились! На очередном светофоре касаюсь клавиши - перед багажником приподнялась и отъехала назад панель, напоминающая громадное антикрыло какого-нибудь суперкара. Мягкая трехслойная крыша сложилась гармошкой и скользнула в открывшийся отсек. Уютная тишина, наполненная едва слышной музыкой, рухнула под акустическим напором большого города - и тут же электроника добавила громкости в семь колонок аудиосистемы Premium, которая своими полутора сотнями ватт может заглушить и отбойный молоток. Еще раз прожужжали сервоприводы, и крышка легла на место, явив миру пару едва обозначенных обтекателей за задними подголовниками. Двадцать секунд восхищенного внимания окружающих - кстати, рекорд быстродействия в классе, - и над головой водителя элегантного "СААБ 9-3 Конвертибл" только небо.
Разница - в наддуве
Город кончился - всхлипнул турбонаддув, закачивая в цилиндры все свои 0,85 бар, и двести десять "лошадей" рванули по гигантскому мосту над проливом Орезунд. Колеса наматывают по полсотни метров асфальта в секунду, высунутую над кромкой стекла руку пронзительный северный ветер норовит завернуть за спину - организм напрягся в ожидании холода.
Любопытное решение - на кабриолет устанавливают, по сути, один-единственный двухлитровый мотор: легкий, с алюминиевыми блоком и головкой цилиндров, с двумя уравновешивающими валами, естественно, шестнадцатиклапанный. И с электронной системой управления Trionic 8, которая, например, меняет чувствительность педали акселератора в зависимости от скорости, а при малых оборотах кратковременно открывает дроссель чуть сильнее, чем требует водитель. Последнее нужно для более энергичной раскрутки турбокомпрессора - конька инженеров СААБ. А вот тут возможны варианты: с компрессором Garrett GT20, имеющим максимальное давление 0,7 бар, мотор развивает 175 л. с., у меня же наддув посерьезнее будет. Чтобы как-то различать эти силовые агрегаты, их обозначают индексами 2,0t и 2,0T, соответственно.
Аэродинамика - великая наука
Коллега справа заерзал: "Слушай, ты не подогрев сидений включил?" Да ничего я не включал, это интеллектуальная климатическая установка АСС при складывании крыши перешла в режим ручного управления и "вспомнила" выставленные заранее параметры. А введение подогрева сидений в программу управления климатом - одна из инноваций СААБа: позволяет наслаждаться теплом, даже пока двигатель не прогрелся.
И тут понимаю, что, несмотря на рубашку с коротким рукавом, почему-то не мерзну. У меня небольшой опыт езды на кабриолетах и о существовании собственного микроклимата в открытой кабине даже не задумывался. Тем не менее, факт: тщательно проработанная аэродинамика позволяет обвести тугие воздушные струи вокруг салона, сохраняя в нем относительное затишье и возможность достаточно эффективной работы системы отопления или кондиционирования. Этому способствуют и боковые стекла, и легкосъемный перфорированный экран за головой и над задними сиденьями.
Сталь и алюминий
Едва ли не главная трудность, с которой сталкиваются создатели открытых автомобилей, - обеспечить достаточную жесткость кузова. На СААБе эту проблему начали решать, еще проектируя седан новой серии 9-3. В результате добились рекордной для кабриолета угловой жесткости в 11 500 Н.м/град, что почти втрое превышает показатели предшествующей модели. Модифицировано и шасси для достижения более точных реакций - часть резиновых втулок заменена шаровыми опорами. "Конвертибл" оказался тяжелее на 100 кг (они приходятся в основном на задние колеса), у него более равномерная развесовка - 60/40 у седана, 55/45 - у кабриолета, что обеспечивает более энергичные реакции на поворот руля. Кстати, здесь он самый "острый" в истории СААБа - всего 2,94 оборота от упора до упора.
Капитаны, яхты и... оверкиль
Вот и излюбленное место для съемки - яхтенная стоянка, по-морскому - марина. Только я выставил прижатый к асфальту и увешанный массивными спойлерами "Конвертибл Аэро", подходит загорелый капитан с очаровательным голд-ретривером по кличке Бустер. Капитан - поклонник кабриолетов и вопросы задает, какие можно услышать и в Москве, и в Саратове: мощность, скорость... Набравшись ума из пресс-релиза, все ему, как мог, изложил, не забыв про шестиступенчатую коробку передач, "автомат" с вынесенным на руль управлением, 44 бортовых микропроцессора (самому не верится, потому повторяю по буквам - сорок четыре!), про самую быстродействующую в мире мультиплексную проводку с двумя электрическими шинами и третьей оптоволоконной, встроенные телефон с навигатором и про многое другое. И тут всплывает термин "оверкиль", которым моряки называют переворот кверху днищем.
Для меня самого эта тема раньше была открытой: крыши нет, кувыркнулась машина - и нет головы. Понятно, конечно, умные устройства уменьшают риск ДТП.
Ну а если авария все-таки случится? Тогда прежде всего сработают натяжители, которые установлены на всех четырех ремнях безопасности - автомобиль-то четырехместный. Затем, оценив тяжесть столкновения, модуль управления SDM надует до низкого или высокого давления фронтальные подушки. Предохраняя ноги при сильном ударе, сомнется кронштейн педального узла, при необходимости сработают двухсекционные боковые подушки, а в случае удара сзади на 75% снизят риск травмы шеи активные подголовники SAHR. До этих пор кабриолет не отличается от "СААБ 9-3 Спорт Седан", получившего недавно по результатам крэш-тестов EuroNCAP максимальные пять звезд.
Но вот начался переворот, и в работу вступает система DynaCage. Ремни плотно фиксируют пассажиров, при угле наклона 90° (машина легла набок) из обтекателей за задними подголовниками пружины выстреливают две высокопрочные дуги. Вместе с усиленной рамкой лобового стекла, способной выдержать нагрузку 3,5 т, они обеспечивают жизненное пространство под лежащим кверху колесами кабриолетом. А система OnStar - жаль, что она доступна лишь в США, - еще и пошлет в службу спасения сигнал SOS.
Кабриолет на все случаи жизни
Капитан явно запал на "Конвертибл" - красивый, практичный, универсальный, да и цена 35 тыс. евро его не пугает. Тем временем Бустер пробрался на заднее сиденье и разлегся там, как коврик, - кажется, ему машина тоже понравилась. Впрочем, как и мне.