Несмотря на это, компания планирует в ближайшие год-два выйти на объем производства 350-400 машин в год. Владимир Коробейников, первый заместитель генерального директора ООО "Скания-Питер", говорит, что сейчас компания ведет поиск земли под расширение производства. Для этого необходим участок площадью 7-10 га в Петербурге или Ленобласти.
Неожиданный спрос
Завод "Скания-Питер" за первые 4 месяца произвел и продал 18 автобусов. По словам Владимира Коробейникова, спрос оказался настолько высоким, что все автобусы, которые выйдут из стен завода до июля 2003 года, уже обеспечены контрактами. Более того, так как завод не может удовлетворить существующий спрос, около 10 автобусов было поставлено клиентам в Россию из Европы по "российским" ценам (на 15-20% ниже европейских). "Но и в Европе автобусов не хватает, так что удовлетворить всех желающих мы не можем", -- говорит Владимир Коробейников. До конца этого года завод планирует собрать еще 10 автобусов, а к июлю 2003 года -- около 100 машин. На сегодня предприятие получило заявки на 370 автобусов. Владимир Коробейников признает, что заявка и оплаченный контракт в России -- две большие разницы, но все равно спрос превышает предложение. Он уверен, что завод уже сейчас мог бы увеличить объем производства. Однако ограничивающим фактором является план поставок шасси и двигателей, которые приходят с завода Scania в Швеции. Быстро внести изменения в план производства этих деталей в Европе (которое, в свою очередь, зависит от огромного количества поставщиков) оказывается непростой задачей. В следующем году "Скания-Питер" рассматривает возможность организации сборки туристических автобусов.
Клиент созрел
Высокий спрос на автобусы Scania петербургской сборки в самой компании объясняют несколькими причинами. Во-первых, это первый проект сборки автобуса европейского уровня на российском рынке известной компанией-производителем. Другие проекты реализуются либо российскими предприятиями (например, на условиях франчайзинга с использованием западных комплектующих), либо совместными предприятиями. При этом для удешевления автобусов часто собираются устаревшие модели. Scania уже после начала строительства завода решила изменить первоначальные планы и в 2001 году отказалась от более дешевой модели швейцарской фирмы Hess в пользу европейской модели ScaniaOmniLink. Это решение вызвало задержку почти на год пуска предприятия, но позволило выпустить на российский рынок автобус, продающийся сегодня и на рынке Европы. Во-вторых, сейчас наблюдается рост спроса на городские автобусы. По данным Минтранса, в 2001 году в РФ было приобретено 11 тысяч новых автобусов, а выбыло по причине износа 13,5 тысячи. Отрицательная динамика обновления парка шла и в прошлые годы. Так что неудовлетворенный спрос, а также рост доходов региональных бюджетов внушают оптимизм производителям автобусов.
Дальше, глубже
В этом году о планах организовать сборку автобусов в России заявлял тандем ОАО "Камаз" и Volvo, а также ЗАО "Автотор" и Autosan (Польша). Белорусский производитель автобусов "МАЗ" заявил о планах увеличить почти в 3 раза мощности по производству автобусов, до 1500 машин в год. Автобусы Volvo без участия капитала шведской компании собираются в Омске на площадях оборонного ПО "Иртыш". Растет и импорт автобусов. За первое полугодие 2002 года в РФ было ввезено около 370 новых машин массой более 8 т. Лидером поставок стала марка Ikarus -- 258 штук. Эту марку в основном закупает правительство Москвы, где происходит сборка автобусов из машинокомплектов. Затем идут автобусы Karosa -- 38 машин, Mersedes -- 28 штук (данные "Трансинвестконсалтинг"). Значительно больше закупается автобусов second hand. Планы правительства ввести заградительные пошлины на автобусы старше 7 лет также могут сыграть на руку российским производителям.
Автобус приобретает российское тело
При организации сборочного производства автобусов Scania не получала налоговых льгот правительства, которые предоставляются крупным инвесторам в обмен на обязательство довести долю комплектующих из России до 50%. Размер инвестиций в $10 млн не позволял претендовать на это. Кроме того, себестоимость шасси и двигателя составляет не менее половины стоимости автобуса, а организовывать сборку шасси в России шведы не собирались. Тем не менее, хотя никаких обязательств "Скании-Питер" по локализации комплектующих не существует, в отличие, например, от ЗАО "Форд Всеволожск", уже 9 российских поставщиков выпускают детали для шведского автобуса петербургской сборки. По словам Владимира Коробейникова, первого заместителя генерального директора ООО "Скания-Питер", если исключить шасси и двигатель, то до 10% в стоимостном выражении и до 40% в физическом объеме деталей имеют российское происхождение. И это только начало. По его словам, к июню 2003 года до 50% в физическом объеме, а в концу следующего года 70% корпуса автобуса должно быть российского производства.
"Наш поставщик фанеры, как оказалось, поставляет материал более качественный, чем закупал завод Scania в Швеции. Теперь мы будем закупать эту фанеру и для шведского завода", -- говорит Владимир Коробейников. Сейчас российские поставщики комплектуют автобус сидениями, стеклом, стеклопластиком, поручнями, огнетушителями и аптечками. Требования к качеству комплектующих у Scania традиционны для крупных производителей. "Мы требуем ISO 9000, просим раскрыть финансовую информацию о компании, проводим тесты выпускаемой продукции, затем заказываем опытные образцы и смотрим, удовлетворяет ли нас качество, -- говорит Владимир Коробейников. -- Мы даже готовы финансово участвовать в закупке дополнительного оборудования для поставщиков". Поиск партнеров "Скания-Питер" вела без излишней рекламы. По словам первого заместителя генерального директора, компания искала фирмы, которые работали в авиапроме, судостроении, в ВПК, выполняли заказы МПС. При этом ставка делалась на небольшие предприятия, которым могли быть интересны и некрупные объемы заказов.