В тесте участвуют автомобили: Mazda 3, Toyota Corolla
Посмотреть другие фото (2) |
Седаны «гольф»-класса по-прежнему самый ходовой товар на русском рынке. Так что дебют «Короллы» нового поколения стал, безусловно, главным событием начала года. Но как амбициозный новичок и потенциальный бестселлер смотрится на фоне крепких старожилов?
Эта «Тойота» сразу же заработала кличку мини-«Кэмри». Стилистическое родство машин очевидно даже через две ступеньки классовой лестницы.
Но авансы ведь нужно не только получать, но и оправдывать. Понятно, что 10-е по счету поколение «Короллы» не может стать в «гольф»-классе безоговорочным лидером: переплюнуть русский «Фокус» с его уникальным сочетанием цены и качества сегодня никому не по силам. Вот почему в соперники «Тойоте» мы выбрали не бюджетный «Форд», не снимаемый с производства «Лансер», не существенно подорожавшую «Элантру» и даже не футуристичный «Сивик», за которым выстроились очереди длиною в жизнь. «Мазда-3» – совсем другое дело. Модная несмотря на возраст – а модель выпускается уже четвертый год, разносторонне одаренная, не самая дешевая, весьма популярная, эта машина, как нам кажется, идеально подходит в соперницы «Королле». Причем увеличенные недавно квоты позволили сократить время ожидания от «полугода и выше» до почти терпимых четырех-пяти месяцев.
Между прочим, судя по дизайну, разница в возрасте между конкурентами не чувствуется. На наш взгляд, «Мазда» и по сей день так же свежа и ярка, как и весной своего дебюта. Оспортивленные хищные линии обычного вроде бы седана не заставляют оглядываться вслед лишь по одной причине – «трешек» на наших улицах пруд пруди.
Но если «Мазда» просто отказывается стареть, то новая «Королла», напротив, будто и не была молодой. Удивительно, но этот седан не выглядит новинкой. Солидность габаритов, не в последнюю очередь достигнутая почти рубенсовской полнотой поясной линии и рыхлыми свесами, пожалуй, единственный, да и то не вполне очевидный плюс экстерьера «Тойоты». В остальном же нью-«Королла» тянет скорее на рестайлинг прошлого поколения.
Совсем чуть-чуть...
Салон новой «Короллы» тоже не стал откровением. Беспроблемная эргономика, всегдашняя «тойотовская» дотошность сборки – это замечательно. Но дизайн не впечатляет. Самый яркий элемент интерьера, пожалуй, борткомпьютер и контрольные лампы, вписанные в два кругляша-монитора, разместившиеся по центру и тахометра, и спидометра. Безусловно, удачное решение. Информация всегда перед глазами, а главное, «Королла» теперь общается с нами на языке Пушкина, Толстого и Чехова. Похвально.
Не все идеально и с материалами отделки. Дешевые дверные ручки, выполненные в форме каких-то тоненьких пипеток, откровенно диссонируют с богатой графитовой центральной консолью а-ля «Авенсис». А весьма деревянный на ощупь пластик обивки извиняет только мягкая нашлепка наверху торпедо. Короче говоря, до «Гольфа» нью-«Королле» далеко, даже «Фокус» в версии «Гиа» выглядит, пожалуй, посолиднее.
От «Мазды» мы и не ожидали откровений по части интерьера. Здесь все знакомо. Спортивный стиль «трешки» четко прослеживается и в глубоких колодцах приборной панели, и в фактурных креслах с претензией на родство с гоночными ковшами, и даже в динамичном оформлении магнитолы с бегущими дорожками на светодиодах. Знакомы и минусы. Плохо читаемая из-за невнятной красной подсветки «приборка». Широкая центральная консоль натирает правую ногу водителя. В целом же на фоне «Короллы» интерьер отнюдь не выглядит устаревшим. По большому счету, по качеству отделки «Мазда» уступает сопернице только в од-ном – мягкого пластика здесь нет вообще. А вот идей и стиля, пожалуй, побольше будет.
Пригнитесь, пожалуйста
Вот те раз! Едва одолев «Мазду» за счет эргономики и тщательности отделки, «Королла» тут же прокололась по части вместительности. По ширине диван хорош. Хочется отметить и почти полное отсутствие центрального тоннеля. Правда, компоновщики старались напрасно – диван отформован под две персоны, поэтому третьему здесь будет не слишком вольготно. Но главное разочарование – скромный запас для головы сидящих сзади. По высоте «Тойота» проигрывает сопернице самую малость, всего 2 см, но и этого расстояния достаточно, чтобы почувствовать разницу.
И кресло водителя в «Мазде» однозначно понравилось больше. Несмотря на чуть меньшую по длине подушку, оно воспринимается более комфортабельным, а солидные боковые валики обеспечивают нелишнюю поддержку в поворотах. Наконец, и чуть более низкая, легковая посадка заставляет меньше сгибать ноги в коленях. В дальней дороге пригодится.
Много шуму из ничего
Багажник «Короллы» тоже не шедевр. Начать с того, что грубые и массивные петли крышки для машины XXI века это моветон. Не говоря уже об отсутствии внутренней ручки. У «Мазды», между прочим, параллелограммный механизм складывания, ничем не угрожающий поклаже. Правда, ручки на крышке багажника не нашлось и здесь.
Но главное, как и у большинства седанов, грузовые возможности «Тойоты» ограничены трехобъемной конституцией. Да, сам багажник нью- «Короллы» прибавил в объеме – ради этого японцы даже изменили конструкцию задней подвески. Но в реальной жизни вы и не заметите 35 литров преимущества над «Маздой». Ведь оба автомобиля легко проглотят по два больших дорожных чемодана и... только. Складная спинка лишь слегка улучшает ситуацию – габаритной поклаже мешает ограничительная арка между салоном и багажником. А малая высота не позволяет обеим поспорить в реальной грузоподъемности с «Фокусом» – пожалуй, лучшим седаном в классе в этой дисциплине.
С роботами не шутят
Покупателей «Короллы», которые не любят сами переключать передачи, ждет неприятный сюрприз. «Автомата» у нее нет в принципе, так что альтернатива только одна – роботизированная МКП «Мультимоуд». И представляет она собой клубок компромиссов. Для начала добиться плавного переключения передач – задача почти из области фантастики. Положившись на обычный автоматический режим (Е – Easy), в котором передачи «робот» перебирает сам, вам придется привыкнуть к нервным вздрагиваниям при каждом включении. Те, кто знаком с полуавтоматами, рекомендуют в момент желательного переключения наверх убирать на мгновение ногу с газа – и коробка переключится сама, причем без рывков. Пробовали, помогает. Но не всегда. При спокойной езде в потоке проблем нет, но стоит вам захотеть ускориться, и «робот» мучительно долго пытается прыгнуть на передачу вниз. Можно щелкать передачи и вручную, опять же приотпуская газ, но и здесь обмануть «мультимодального» не удастся. Дело в том, что при замедлении коробка начнет... последовательно перебирать пониженные передачи, при этом слегка подергиваясь. Вот и получается, что «Мультимоуд» перенял от «механики» и «автомата» лишь худшие черты. От первой получил откатывание назад на пригорке, от второго – паузу на кик-дауне, повышенный расход топлива, худшую динамику и более высокую стоимость. Наконец, «тойотовский» «робот» не умеет эффективно тормозить двигателем. Да что же он вообще умеет, если наша 124-сильная «Королла» проиграла параллельный старт 105-сильной «Мазде» с традиционной АКП?!
От ноля до сотни «трешка» привезла «Тойоте» полтора корпуса, и лишь затем «Королла» благодаря более мощному мотору взяла свое. Конечно, всякая динамика для «трешки» заканчивается на отметке в 160 км/ч. Именно здесь включается четвертая ступень в АКП, и до своих паспортных 174-х «Мазда» доползает, уже никуда не торопясь. Но поверьте, уверенные 190 км/ч «Короллы» мы не задумываясь поменяли бы на понятный, комфортабельный и, как оказалось, более быстрый в светофорных дуэлях «автомат» «Мазды».
На шаг ближе
К числу автомобилей для водителя «Королла» ни в одном из своих девяти предыдущих поколений не относилась. Тем удивительнее было обнаружить у новинки такой острый руль. Ух! За его движениями автомобиль следует с отрешенностью камикадзе – мгновенно и не задумываясь. Интригующее, однако, начало. Безупречно хороша «Тойота» и в левом ряду загородного шоссе. Даже на максимальных 190 автомобиль воспринимается образцово-послушным и ненапряжно-надежным. Подвеска замечательно фильтрует всю дребедень под колесами – от трещин до траншей глубокой колейности, не позволяя кузову раскачиваться и скакать по волнам. И лишь в быстрых поворотах понимаешь, что агрессивная езда все же не дело «Короллы». Острый руль это хорошо, но диагональная раскачка при резком перестроении – машина приседает на внутреннее переднее колесо и задирает корму – сбивает драйверский жар похлеще панадола. Странно, что при этом ESP на «Тойоту» не получить даже за доплату.
«Мазда» по остроте руля легко поспорит с «Тойотой», но именно подвеска «трешки» обеспечивает ей преимущество по части управляемости. Машина прекрасно держит дорогу в любой ситуации. Крены по меркам стандартного семейного автомобиля сведены к минимуму, а готовность к перестроениям на любой скорости здорово заводит водителя. Наконец, скоростной порог в поворотах у «Мазды» значительно выше. Так что даже со слабым мотором и «автоматом» «Мазда» дарит истинное удовольствие от вождения. Единственный минус – излишняя чувствительность к колейности. Если стыки и ямы «трешка» проходит не поморщившись, то из колеи ее буквально выпихивает, как пробку из бутылки шампанского. Вот она, обратная сторона более короткоходной подвески и жестких сайлент-блоков.
Шумим, братцы...
Спортивные нотки характера «трешки» подчеркивает и злой рокоток двигателя, который слышен буквально во всем диапазоне оборотов. Он не лишен музыкальности, но стоит ли слушать эту песню постоянно? Мотор «Тойоты», к примеру, куда менее назойлив, его слышно, лишь когда стрелка тахометра приближается к красной зоне. А до 3000 об/мин о его существовании и вовсе можно не догадываться.
Зато оба автомобиля нельзя не покритиковать за отнюдь не идеальную звукоизоляцию днища – и, в особенности, задних арок. За «Маздой» этот грешок водится с рождения, но то, что гул резины уже при скорости в 100 км/ч будет так сильно ощущаться в салоне новейшей «Короллы», нас, признаться, изрядно удивило. Несолидно. Наконец, подвеску обоих автомобилей не назовешь ни излишне комфортабельной, ни слишком жесткой. Так – серединка наполовинку.
Почти не считается
В краш-тестах «ЕвроNCAP» «Мазда-3» получила оценку «хорошо». Причем по количеству баллов (33), казалось, заслужила пять звездочек. Однако специалисты отметили, что при фронтальном ударе элементы приборной панели представляют угрозу тазобедренным суставам водителя и пассажира. Так что даже на отлично пройденные боковой и столбовой тесты не смогли поправить положение. Зато «Мазда» порадовала шестью эйр-бэгами и ABS в базе.
«Королла» получила максимальную оценку от «Евро-NCAP». Вот только 7 подушек, включая коленную, что помогли «Тойоте» достичь столь впечатляющих результатов, доступны лишь в самом дорогом «Престиже». Базовый «Комфорт» обходится четырьмя эйр-бэгами, а значит, и отличную оценку за безопасность мы не имеем права поставить.
Тефтель с рисом
Сегодня никто и не поверит, что в 2001-м – в год дебюта «Короллы» предыдущего поколения – цена на седан начиналась с отметки $12 400. В 2007-м «Тойота» в базовом исполнении с мотором 1,4 л (97 л. с.) тянет уже на $18 600. Почувствуйте разницу! Правда, оснащение также значительно улучшилось – теперь в него входят кондиционер, ABS, CD-магнитола и передние электростеклоподъемники. Более мощный 1,6-литровый двигатель требует доплаты $1350. Причем «Короллу» с ручной коробкой можно купить только в комплектации «Комфорт». Если вам захотелось, скажем, климат-контроль, литые диски или обогрев сидений, будьте любезны доплатить за «Элеганс» ($22 700), которая поставляется только с «роботом». «Престиж» включает уже такие излишества, как систему запуска двигателя без ключа, датчики дождя и освещенности, а также систему переключения передач на руле. Стоит такая «Королла» $24 600 и опять же доступна только с «роботом». Как тут не вспомнить знаменитое: «Тефтель с рисом, котлета с картошкой. Менять нельзя!»
И «Мазда» не относится к самым доступным представителям «гольф»-класса. Но в отличие от «Тойоты», ее комплектации не привязаны к типу трансмиссии. Цена стартует с $17 900, причем седан и хэтч-бек стоят одинаково. Оптимальная версия «Туринг» – это уже $19 800 с «ручкой» и $21 300 с АКП. Добавляем 16-дюймовые литые диски и климат-контроль вместо кондиционера за $1000 и получаем оптимальную по уровню цена-оснащение «Мазду».
На стороне «трешки» более доступные цены на запчасти, а также межсервисные интервалы в 20 000 км – вдвое длиннее, чем у «Тойоты». Гарантия для обоих – три года или 100 тысяч километров.
Мы решили:
Подсчитав сумму баллов, мы пришли к неожиданному выводу – новинка от «Тойоты» уступила четырехлетней «Мазде». Сенсация? Лишь отчасти. Ведь сказать, что ничего подобного мы не ожидали, значит незаслуженно обидеть «трешку». Недаром все-таки этот автомобиль – причем именно седан! – самая популярная в России «Мазда». Эфектный, удобный, безопасный, он, конечно же, не лишен недостатков. Но яркие эмоции, которые дарит «Мазда» (средняя оценка 4,0), безусловно, перевешивают.
Увы и ах, «Королла» (средняя оценка 3,8) остается лишь на второй строчке. Удивительно разным получился этот автомобиль. Да, он стал безопаснее. Хочется отметить и захватывающе острый руль, а также большой потенциал нового 124-сильного мотора 1,6 л. Но как быть с не слишком просторным по высоте диваном или слабым по возможностям трансформации багажником? Почему в интерьере поровну как удачных, так и сомнительных решений? А уж роботизированная коробка передач и вовсе попортила наши нервы с уникальной изощренностью. Не добавляет оптимизма и прайс-лист. Если к невозможности самостоятельно выбирать дополнительные опции – между прочим, эксклюзивное «тойотовское» ноу-хау в России – мы уже привыкли, то слабо составленные комплектации, которые к тому же подталкивают покупателя к выбору бестолкового «робота», – это, знаете ли, ни в какие ворота не лезет. Похоже, в «Тойоте» относятся к российским покупателям, как администрация школьной столовой к ученикам: какая, мол, разница, что готовить на обед, если и так все сметут с подносов? Однако, судя по уверенному спросу на нью-«Короллу», детишки сильно проголодались.