Корреспондент KM.RU побывал на отборочном туре Экспедиции–Трофи 2006, прошедшем на берегах Селигера
Традиционное отечественное бездорожье обычно воспринимается как тягостная данность – есть, дескать, в России две беды – дураки да дороги. Бездорожья все стараются избегать: время и нервы потеряешь, а машину покалечишь. Находились, правда, фанаты, готовые штурмовать леса и болота на тщательно тюнингованных УАЗах и видавших виды «паджерах», однако участие в «покатушках» долгое время оставалось делом маргинальным. Гражданам оказалось куда приятней следить за перипетиями «Camel Trophy», или, на худой конец, ралли «Париж – Дакар» по телевизору.
Однако времена меняются: успешный дебют отечественного проекта «Экспедиция-Трофи» показывает, что за право покорять просторы от Мурманска до Владивостока готовы всерьез сражаться десятки экипажей из разных стран.
Правила просты: экипаж, лучше других прошедший все спецучастки, получает 10 кг золота. Остальные участники тоже внакладе не остаются: весь маршрут привязан к уникальным по красоте или историческому значению точкам, а суровые будни прерываются неожиданными интермедиями. Энтузиазм устроителей не иссякает: отборочные туры на «Экспедицию-2006» уже идут полным ходом: в полном соответствии с поговоркой «готовь сани летом» теплый сезон был выбран для выявления лучших из числа экипажей, готовых бросить вызов снежной стихии. На одном из отборочных соревнований и побывал корреспондент KM.RU.
Палаточный лагерь, раскинувшийся на берегах Селигера, принял 8 команд по 4 человека: правилами оговаривается, что одним из участников команды должна быть девушка. Так что «сильному полу» придется не только справляться с препятствиями, но и поддерживать командный дух, сильно страдающий при мысли о том, что один из участников не сможет вытаскивать вездеход из грязи наравне со всеми.
«Настоящего бездорожья» оказалось более чем достаточно: участники доставлялись по воде на лодках, а двухдневная попытка затащить в лагерь внедорожник Toyota Land Cruiser так и окончилась неудачей. Для проверки навыков и слаженности команд были избраны спецучастки, рассчитанные на прохождение с помощью квадроциклов Polaris. «Квады» оказались идеальным средством, чтобы разжечь боевой дух пилотов. Во-первых, каждый сам себе пилот и штурман, во-вторых, никаких дверей и стекол, а земля проносится (или вязко расступается) на расстоянии вытянутой руки, а в-третьих – по проходимости «малютки» дадут фору своим автомобильным собратьям. Подготовку и судейство соревнований обеспечивали инструктора «Экспедиции», облаченные в фирменные оранжевые майки с жизнерадостными лозунгами типа «Промочил ноги – промочи горло» или «Ищем приключения на Ваши задницы». Вскоре оказалось, что «добрые инструкторы», всегда готовые помочь советом или делом, наготовили дюжину коварных заданий, пройти которые надо было за 24 часа.
Апофеозом стал спецучасток «Болото», на прохождении которого некоторые команды «рубились» около 3 часов. Залитые водой заросли мелкого (и колючего) кустарника, перемежающегося чахлыми деревцами, стали ночным кошмаром для пилотов: «квады» ныряли в невесть откуда возникшие ямы, мощные колеса беспомощно скользили по затопленным бревнам, а мгновенно поднимавшаяся со дна муть не давала определить тип препятствия иначе чем на ощупь. Водителям постоянно приходилось спешиваться и по очереди переносить, толкать или вытягивать «квады» из ловушек. Там, где уровень воды достигал пояса, техника начинала хандрить: один квадроцикл едва не пал смертью храбрых, «хлебнув» мутной воды воздухозаборником.
Последние участники продирались сквозь «Болото» уже ночью, при свете прожекторов и окутанные паром от раскаленных глушителей. Под стать «Болоту» были и другие участки, и даже размокшие после ливня проселочные дороги: пробредавшие по лесу «шишиги» – ГАЗ-66 – оставили после себя моря жидкой грязи и колеи, сравнимые с траншеями. Особой остроты добавляло осознание того, что лебедкой оборудован только один «квад». Были, разумеется, задания и на смекалку, и на пользование GPS-приемником, и даже «водные процедуры» в виде экспедиций на двух- и четырехместном катамаранах.
Вымокшие и донельзя уставшие участники закончили свой марафон в 5 утра, когда и был объявлен победитель отборочного этапа: команда Vitek-1 не чаяла увидеть себя победителем. Как выяснилось, ближе к полуночи будущие чемпионы, увидев в сводной таблице, что получили не столь много очков, как собирались, принялись усиленно наверстывать упущенное, не утруждаясь суммировать полученные баллы. И преуспели.
На рассвете лагерь представлял собой словно оживший сюжет картины «после Мамаева побоища»: на плотно утоптанной земле стояли изрядно потрепанные (а некоторые, увы, и разбитые) и донельзя грязные «квады», между ними, как тени, бродили покорители бездорожья, а портативный принтер в штабе нехотя выплевывал последние порции бумаги. Отборочный тур выполнил свою задачу, расставив точки над «i»: теперь у финалистов есть полгода, чтобы спокойно подготовиться к зимнему марафону. Он, кстати, обещает быть очень суровым: несмотря на то что «Экспедиция-2005» официально признана самым длинным зимним марафоном в мире, организаторы обещают усложнить маршрут. А в перспективе – регулярная зимняя «кругосветка».
Принять участие в «Экспедиции» можно двумя способами: найти спонсора, который оплатит все расходы на рейд, включая подготовку автомобиля, или же, заплатив относительно небольшую сумму, принять участие в отборочном туре. Команда-победитель принимает участие в «Экспедиции-2006» за счет организатора, а в конце пути получает оранжевый Land Cruiser в свое полное распоряжение. Как показывает практика, даже отсутствие средств не может остановить настоящего фаната: один из таких одержимых организовал команду, чье участие «гарантировал» фиктивный журнал, и успешно участвовал в отборочном туре. Инициатива не прошла незамеченной, и парня пригласили на работу в «Экспедицию» – надо полагать, такие же одержимые…