- Как вы отличаете "подставу" от обычного ДТП?
- Главный признак "подставы" - это сообщение страхователя о неадекватном поведении второй, "пострадавшей" в ДТП стороны: мол, на меня давят, пытаются отобрать документы, сотовый телефон. К тому же каждый водитель, безусловно, отдает себе отчет в степени умышленности совершенного им правонарушения и видит, когда ДТП произошло из-за того, что он сам совершил ошибку, и когда аварийная ситуация была создана искусственно. У нашей службы безопасности существует "опись" признаков, стандартных ситуаций, по которым страховой случай может быть квалифицирован как "подстава".
Например, когда "виновника" подрезают или когда наш клиент рассказывает о том, что его, как зайца, "вели" несколько машин: одна отвлекала, другая - подставлялась.
- Страховка защищает от "подставы"?
- Безусловно, защищает, но не полностью. Дело в том, что люди, занимающиеся "подставами", подвергают жертву психологическому прессингу, заставляя соглашаться со взятыми с неба суммами ущерба, съезжать с места ДТП, что автоматически ведет к досудебному признанию подставленных лиц виновными в аварии. И даже тот факт, что калькуляции ущерба потом перепроверяются нашими специалистами, "подставлял" не останавливает. Нередки случаи, когда они обращаются к нашим клиентам с требованиями доплатить "разницу" уже после того, как вопрос оплаты ущерба урегулирован со страховой компанией. Например, требуют, чтобы им дали денег на новые детали и их установку вдобавок к выплатам за не первой свежести запчасти, поврежденные в ДТП, ссылаются на обнаружившиеся "скрытые дефекты", якобы возникшие в результате аварии и не попавшие в калькуляцию. Неподготовленные к такому повороту дел люди нередко предпочитают заплатить и жить спокойно, чем подвергаться подобному вымогательству. В жертвы "подставлялы" выбирают зачастую людей немолодых, со средним достатком, которые не разбираются в существующих расценках на ремонт.
Скажем, подставят такому человеку гнилой на деле багажник прилично выглядящего десятилетнего BMW, он его стукнет, и начинают требовать денег на "капитальный ремонт". Делают ставку на неграмотность людей и их неуверенность в собственных силах. Тем более что с формальной точки зрения "подставлялы" являются пострадавшей в ДТП стороной.
- Как действует ваша служба безопасности, если клиент столкнулся с "подставлялами"?
- Диспетчерская служба, в которую обязаны позвонить все клиенты при наступлении страхового случая, автоматически информирует нашу службу о всех нестандартных ситуациях. Сотрудники на месте, исходя из имеющихся данных, например, об агрессивности противоположной стороны, принимают решение о выезде на место ДТП. Правда, только если оно произошло в границах МКАД. Как правило, поддержка со стороны страховой компании гарантирует стопроцентную сговорчивость "подставлял": они собираются и уезжают. Клиент при этом и не подозревает о том, что на место выехали не просто страховщики, а сотрудники службы безопасности, которые, кстати, являются в большинстве своем бывшими сотрудниками милиции, прокуратуры, то есть "врага" они знают в лицо.
- Вы взаимодействуете с правоохранительными органами и другими страховыми компаниями в борьбе с "подставами"?
- С мая нынешнего года практически все страховые компании, работающие в столице, подписали меморандум о сотрудничестве в данной области. На основе программного обеспечения, созданного "Альфа-страхованием", была создана база данных обо всех "автомобильных" страховых случаях, в которую включаются не только номера автомобилей, попавших в ДТП, но часто и все участники персонально, с кратким описанием ситуации, с указанием неадекватного, агрессивного поведения. База обновляется дважды в месяц. Достаточно уже повторного попадания в наш "реестр", чтобы возникло подозрение в профессиональной организации "подстав".
Если оснований для наших опасений достаточно, мы передаем материалы в правоохранительные органы. База данных дает свои плоды: за время ее существования было возбуждено уже три уголовных дела по "подставам". Поскольку в нашем законодательстве нет одноименной статьи, дела возбуждены по обвинениям в мошенничестве и вымогательстве. Пока ждем результатов, к приговору суда еще ни один из этих случаев не привел.
- Могут ли воспользоваться этой базой автолюбители, чтобы проверить, не стали ли они жертвой "профессионалов"?
- Сейчас нет. Мы делимся такой информацией только с нашими коллегами из других страховых компаний и правоохранительными органами. Однако это весьма вероятно в будущем. Как известно, летом следующего года вступает в силу Закон об обязательном страховании владельцами автотранспорта гражданской ответственности перед третьими лицами. Наша база данных станет основой для подобного информационного банка Российской ассоциации страхователей ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ), в котором будут, с течением времени, фиксироваться все ДТП, происходящие в России. Правда, от "подстав" это не поможет, поскольку их к тому времени уже быть не должно: наличие обязательной страховки, по нашим прогнозам, сведет этот бизнес на нет. Другое дело, что наша база и, в будущем, база РАСОВТ будет полезна покупателям автомобилей. За небольшую плату они получат возможность доступа к полной истории автомобиля: от правильности его растаможки до количества ДТП, в которых он побывал